Публикации "Обогащение и активизация словарного запаса детей 5-6 лет "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обогащение и активизация словарного запаса детей 5-6 лет "
Автор: Покидько Ирина Васильевна

«Обогащение и активизация словарного запаса у детей 5-7 лет»  Введение.Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для ребёнка только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился», «грязиновые сапоги»).Что такое активный и пассивный словарный запас?Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом).Словарь бывает активный и пассивныйПри этом те слова, которые ребёнок понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.Например, если у годовалого ребёнка  спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда ребёнок самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое  социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).  Задачи по формированию словаря детей.В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).  Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии                    На данном этапе предполагается расширение запаса слов детей в процессе ознакомления с окружающей действительностью. Обогащение словаря происходит, в основном, за счет знакомства со словами, обозначающими названия предметов, явлений, действий. Особенность этого этапа заключается в многократном повторении слов с целью запоминания при помощи дидактических игр и лексических упражнений.Методы и приёмы (таблица)Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы формирования содержания детской речи(направлены на обогащение словарного опыта детей). И методы усвоения формы речи ( направленны на  активизацию  словарного запаса).Первая группа включает методы: А) непосредственного ознакомления с окружающим миром,  наблюдения, рассматривание предметов, картин, посещение экскурсий. Б) Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: Беседа, разговор, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, просмотры диафильмов, спектаклей, театров, дидактические игры, сюжетные игры.•      Игры для детей на обогащение словарного запасаВ эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.•      Игра «Наоборот»Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).. Далее взрослый играет с ребенком в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:Нам с тобой пришел чередСыграть в игру «Наоборот».Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).•      Игровое упражнение «Закончи фразу»Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.Сахар сладкий, а лимон ...Луна видна ночью, а солнце ...Огонь горячий, а лед ...Река широкая, а ручей ...Камень тяжелый, а пух ...Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давай, ему поможем. •      Игровое упражнение «Скажи по-другому»Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.Какое слово повторилось два раза? (идет).Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:Чистый воздух (свежий воздух).Чистая вода (прозрачная вода).Чистая посуда (вымытая посуда).Самолет сел (приземлился).Солнце село (зашло).Река бежит (течет, струится).Мальчик бежит (мчится, несется).Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький). •      Игра «Какой предмет?»цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...Красное — платье, яблоко, знамя, ...Игра «Чего нет у мебели»Цель: Активизация словаря по теме «Мебель». Совершенствование грамматического строя речи(употребление  имён существительных с предлогом без).Игра «Разложи фрукты, ягоды и овощи в свою корзину»Игра «Живое – не живое»Игра «Продукты»Игры для развития словарного запаса:Кто больше слов скажет, как сказать по другому, ручка – ножка, кого и что можно гладить, исправь ошибку и т.д.Игры на синонимы и антонимы:Всё наоборот, я начну - а ты закончи, найди противоположное слово, подбери подходящее слово, игра с мячом.Игра «Из чего сделано.Развиваем словарный запас и внимание:Найди все овощи, найди воздушный транспорт, найди музыкальные инструменты, найди всех морских обитателей, найди всех домашних животных, найди одежду, найди всех насекомых, найди посуду, найди всех диких животных, найди водный транспорт.Сюжетные картинки на расширение запаса глаголов.Чьи это следы?, чьи лапы?, что в моей корзинке?, овощное лото, истории в картинках, предметы и вещи, четыре сезона.Выводы:Таким образом,  особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Педагог расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.