Публикации Организация познавательной деятельности детей через знакомство с историей русского народа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация познавательной деятельности детей через знакомство с историей русского народа
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна

Организация познавательной деятельности детейчерез знакомство с историей русского народаВ своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находят сосредоточение и воплощение жизнь народного духа.Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорил Д.С. Лихачев.Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.Так как русский народ свою жизнь строил по временам года, то и я свою работу по знакомству детей с русской культурой планировала по временам года, с учетом закономерностей каждого времени года. Знакомство с осенью я начала со знакомства детей со старинными названиям месяцев. Оказалось, что сентябрь в старину называли: «руен» – за желтый цвет, «ревун» – за ветреную погоду, а «хмурнем» – за ненастные дни; октябрь – это «хлебник», потому что убраны хлеба, «грязник» – от того, что на улицах грязь, а «свадебник» – потому, что в октябре часто справляли свадьбы. Ноябрь называли «листогной» – потому что листья сгнивали под дождем, «полузимник» – с утра было холодно, как зимой, а днем становилось тепло. И оказалось, что раньше люди не просто давали названия тому или другому месяцу, а умели отмечать его отличительную особенность. Затем мы знакомились с приметами осени, а на прогулках и дома дети могли соотнести увиденное в природе со знакомыми им приметами. В народе существует такая примета: «Много рябины уродилось – осень будет дождливая», а во дворе сада растет рябина. На рябине созрело много ягод и в календаре ребята насчитали много дождливых дней. Кроме того было проведено занятие «Петр и Павел – рябинники». На занятии дети узнали о том, что издавна рябина считалась деревом – оберегом, поэтому ее сажали возле дома, ветки рябины вешали на сарай, а для детей делали бусы – обереги. На занятии дети пели частушки, водили хороводы, пробовали рябиновое варенье, делали из рябины бусы.Выставка «Дары осени» была приурочена к большому празднику – Покров. В старину в этот день открывались веселые покровские ярмарки. Для проведения ярмарки мы с ребятами разучили веселые заклички, потешки, частушки, дразнилки. На ярмарке дети были одеты в народные костюмы, играли на народных инструментах. Они приготовили свои поделки для ярмарки, и каждый расхваливал свой товар. А так как ребята проявляют уже большой интерес ко всему, что связано со свадьбой, то на ярмарке они продемонстрировали игру «Сидит Ваня», а затем свадебную песню «Лебедь бела». Кульминацией занятия стало появление народной игрушки – Петрушки – героя всех веселых историй. А какая же ярмарка без покупок? Вот и на нашей ярмарке старик продавал свою корову – ребята инсценировали стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал».О многих народных праздниках, обычаях и традициях узнавали ребята на занятиях, при чтении сказок, на прогулках.В ноябре отмечался еще один праздник – «Кузьма – Демьян рукомесленники, бессеребренники». В этот день к ребятам в группу пришли Кузьма и Демьян – кузнецы, которые рассказали о работе кузнецов. На вопрос детей «Почему их называют «бессеребренниками»? Кузьма и Демьян показали старинные монеты, которые делали из серебра, а так как они работали не за деньги, а чтобы помогать людям, то их прозвали «бессеребренниками». С тех пор людей щедрых и отзывчивых называли «бессеребренниками». Ребята познакомили кузнецов с приметами, пословицами и поговорками о ноябре. На ужин в этот день ребята получили курник, потому что в день Кузьмы и Демьяна готовили разнообразные блюда из курицы.Старинные названия месяцев зимы дети пробовали объяснить сами: декабрь – «студень», «лютень»; январь – «просинец», «сечень», февраль – «ветродуй», «вьюговей». На Рождество ребята разучили колядки, колядовые песни и пляски и ходили по группам, исполняя их. Все колядки имели шуточный, веселый характер.Зимние обряды заканчивались Масленицей – праздником, который широко праздновался на Руси. Специально для этого праздника, который отмечался на улице, мы с ребятами сделали чучело Масленицы, разучили обрядовые песни, частушки, припевки. На улице проводились различные эстафеты, дети играли в народные игры.Все эти занятия, праздники, игры позволяют приобщать детей к истории русского народа, знакомить их с праздниками и традициями в очень интересной форме, что позволяет поддерживать у детей интерес к данной теме.Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.