Публикации
Формирование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Болотнова Анна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Болотнова Анна Александровна
А.А. Болотнова, И.Е. КорольковаФормирование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речиОбщее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, фонематики, лексики, грамматики, связной речи), у детей с сохранным слухом и интеллектуальной деятельностью. Несформированность семантической стороны речи является одним из наиболее значимых, ведущих симптомов общего недоразвития речи и характеризуется следующими особенностями: ограниченность словарного запаса, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, использование слов в приблизительном, неточном значении, замены слов близкими по ситуации и назначению, трудности актуализации словаря. Вопросами изучения развития семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие исследователи, как Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Н.С. Жукова, В.К. Воробьева и др. Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова обращают внимание на значительное расхождение у детей с общим недоразвитием речи в объеме пассивного и активного лексикона. Объем пассивного словаря дошкольников с речевыми нарушениями практически приближен к норме, однако расширение активного словаря и его актуализация вызывает большие трудности. Раиса Ивановна и Наринэ Витальевна при изучении актуализации различных частей речи установили наличие многочисленных вербальных парафазий, вызванных неточностью употребления различных слов. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи могут употреблять слова в излишне широком смысле, или наоборот встречается слишком узкое понимание значений слов. В некоторых случаях детьми используются слова лишь в какой-то конкретной ситуации, что позволяет сделать вывод о ситуативном характере понимания и использования слова. По данным Н.С. Жуковой к наиболее часто встречающимся вербальным парафазиям относятся замены слов, принадлежащих к одному семантическому полю. Распространенные замены существительных – слова, которые входят в одно родовое понятие. Замены прилагательных сигнализируют о невыделении существенных признаков, недифференциации качеств предметов. В основном замены прилагательных возникают вследствие недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. Большинство случаев неправильного употребления глаголов осуществляется из-за недостаточного умения детей дифференцировать некоторые действия, что приводит к использованию глаголов общего значения. Наряду с заменами слов по родовидовым отношениям встречаются смешения слов на основе таких семантических признаков, как: замены вследствие сходства по признаку функционального назначения; смешения слов, обозначающих предметы, визуально схожие; замены слов, которые обозначают предметы, объединенные общностью ситуации; смешения слов, обозначающих часть и целое; замена обобщающих понятий словами конкретного значения; замены слов-действий именами существительными. Процесс поиска слова начинается с выделения значения слова, затем происходит соотнесение значения с определенным звуковым образом, перебирание в сознании всплывающих звуковых образов. Таким образом, поиска слова осуществляется на основе семантических признаков и звукового образа слова. Вследствие недостаточной закрепленности значения и звучания может происходить выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. Данное явление характерно для детей с речевыми нарушениями. Н.В. Серебряковой было установлено, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи поиск слова осуществляется медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно, в отличие от сверстников с нормой, у которых данный процесс реализуется быстро и носит автоматизированный характер. Наринэ Витальевна отмечает, что при осуществлении поиска слова ассоциации различного характера (смысловые и звуковые) выступают отвлекающим фактором. По данным Л.В. Лопатиной нарушением формирования лексикосемантической стороны речи служат более поздние сроки развития лексической системности, организации семантических полей, качественное своеобразие этих процессов. Маркером степени сформированности семантических полей выступают синтагматические и парадигматические реакции. К концу старшего дошкольного возраста происходят количественные изменения в соотношении 18 синтагматических и парадигматических реакций. В пять лет в количественном плане синтагматические ассоциации значительно преобладают над парадигматическими, однако к шести годам число парадигматических ассоциаций превышает количество синтагматических. У детей с общим недоразвитием речи данное преобладание является недостаточным. Так у детей с нормой речевого развития в шестилетнем возрасте парадигматические ассоциации встречаются в три раза чаще, чем синтагматические, в то время как у сверстников с речевой патологией лишь в полтора раза чаще. О недостаточной сформированности семантических полей также свидетельствует качественная динамика случайных ассоциаций. У старших дошкольников с ОНР число случайных ассоциаций в разы превышает данное количество у сверстников с нормой речевого развития. Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова выделили следующие особенности формирования семантических полей у детей с общим недоразвитием речи: ассоциации нередко носят немотивированный, случайный характер; трудности выделения ядра семантического поля и его структурной организации; малый объем семантического поля, проявляющийся в ограниченном количестве смысловых связей. По мнению Н.В. Серебряковой, отношения антонимии и синонимии характеризуют отношения внутри семантического ноля. Вследствие этого при изучении антонимии и синонимии можно выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются разнообразные ошибки при подборе антонимов: дети осуществляют выбор слов, семантически близких предполагаемому антониму той же части речи; слов, семантически близких, но другой части речи; слов-стимулов с частицей не; слов, ситуативно близких исходному; форм слов-стимула; слов, связанных синтагматическими связями со словами-стимулами; словсинонимов. Распространенными ошибками при подборе синонимов являются следующие: употребление семантически близкие слов; антонимов; слов, близких по звучанию; форм исходного слова или родственных слов. Трудности при подборе антонимов и синонимов обусловлены ограниченностью словарного запаса, трудностью актуализации словаря, неумением выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака, недостаточной активностью процесса поиска слова, несформированностью семантических полей внутри лексической системы языка. Таким образом, формирование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуется бедностью, ограниченностью словарного запаса, несформированностью семантических полей, многочисленными вербальными парафазиями, трудностью актуализации словаря, заменами и неточным употреблением слов, длительным, недостаточно автоматизированным процессом поиска слов, многочисленными ошибками при употреблении синонимов и антонимов.