Публикации "Особенности деятельности учителя-дефектолога в работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности деятельности учителя-дефектолога в работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями"
Автор: Архипова Алёна Юрьевна

Особенности деятельности учителя-дефектолога в работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениямиУчитель-дефектолог: Архипова Алёна ЮрьевнаВ  связи  с  переходом  на  ФГОС  НОО ОВЗ (умственная отсталость)  претерпевает  изменения  и  содержательная  часть  профессиональной  деятельности  специалиста  образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) – учителя-дефектолога (олигофренопедагога). Стандарт  учитывает  образовательные  потребности  детей  с  ОВЗ,  предполагает  создание  специальных условий  для  их  обучения  и  развития,  обеспечивающих  коррекцию  и преодоление нарушений в развитии ребенка.  Адресатом  помощи учителя-дефектолога являются обучающиеся  с  ОВЗ (умственная отсталость) и ТМНР, дети с РАС, дети с синдром Дауна и дети-инвалиды.  Цель  работы  учителя-дефектолога:  своевременная специализированная  помощь детям с ОВЗ при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ, коррекция и развитие познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процессаВ соответствии с целями и задачами определяются основные направления работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога): Диагностическое направление позволяет определить уровень актуального  и «зоны  ближайшего  развития»   ребенка,  причины   и   механизмы  трудностей   в   обучении; выявляет   детей,   нуждающихся   в  специализированной помощи; отслеживания   динамики   развития   ребенка, определения   соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.Коррекционно-развивающее направление направлено на коррекцию и компенсацию нарушений развития, на развитие и совершенствование высших психических процессов; реализацию личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями развития. Осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, структуры нарушения и степени его выраженности. Консультативно-просветительское   и   профилактическое   направления работы   учителя-дефектолога  проводятся для  оказания  помощи родителям,   педагогам  и администрации школы   в   вопросах   обучения   и   воспитания   детей   с   особыми   образовательными потребностями. Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие   учащегося   и   оценку   его   эффективности,   обеспечение   взаимодействия специалистов.Организационно-методическое направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку и его участие в консилиумах,   методических   объединениях,   педагогических советах,   оформление  документации.Работа учителя-дефектолога включает очень много направлений, предполагающих разработку и реализацию программы коррекционных занятий. Программа коррекционно-развивающих занятий включает следующие основные направления: 
  • Сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • Обогащение словаря, развитие связной речи;
  • Формирование пространственно-временных отношений;
  • Готовность к восприятию учебного материала;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Ликвидацию пробелов знаний;
  • Развитие личностной сферы;
  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.
  • Формами организации коррекционной работы являются:
  •  групповая
  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • Каждое занятие состоит из организационного момента, основной части, заключительной части с подведением итогов и рефлексией. В организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций умственно отсталого младшего школьника: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышленияЭти упражнения помогают обучающимся сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкой дикции, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у таких учащихся. Обязательное применение наглядного материала, практических упражнений, развивающих пособий, дидактических игр помогают быстрее и лучше усвоить материал, чем создаваемые только на основе устного изложения материала. Также в коррекционной работе активно используются ИКТ (презентации, тренажёры). Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться учащимся в социуме.Основные методы и приёмы обучения, используемые на занятиях:– практические,– наглядно – демонстрационные, – игровые,– методы ролевого моделирования типовых ситуаций,– словесные,здоровьесберегающие (кинезеологические  упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и др.), – активные методы обучения,– методы работы на развитие зрительного  и слухового восприятия.Хочется отметить, что учитель-дефектолог не учит детей математике, чтению или русскому языку, хотя данные занятия и осуществляются в коррекционном процессе. Учитель-дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).Нельзя не отметить кабинет учителя-дефектолога, который представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). Организация пространства кабинета предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:- учебную зону,- двигательную зону,- игровую зону.Учебная зона рабочего кабинета обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, ,  демонстрационный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям СанПиНа к учебному помещению.Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение  деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры.