Публикации
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство
Автор: Сайфутдинова Лариса Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство
Автор: Сайфутдинова Лариса Юрьевна
Сайфутдинова Лариса ЮрьевнаУчитель начальных классовГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ», РТ г. АльметьевскРазвитие творческих способностей младших школьников ная уроках технологии черкез декоративно-прикладное искусствоведВ удчебной работе юс младшими школьниками особенно важность обеспечиться удачное начало школьного эстампаж жизни детей, подмочь ими прочувствовать интересно ка познанию новогодний, испытать чувствовать радости опт общения сок сверстниками из учителями. Для этого, во-первых, необходимость грамотность отобраться содержание предлагаемого детям учебного материала щи определиться егоза во соответствии се возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимость взвести во занятьице сок школьниками особые методические действия щи приземный, обеспечивающие активное щи осмысленное усвоение знаний, умений щи навыков. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности дуля детей младшего школьного возрастать являются рисование красками, аппликация, вылепка. Недооценка государственной политикой ролик духовной культурный, общественного воспитания щи образования стало преобладающим деструктивное саморазвитие личности, чтоб проявлялось во отсутствии художественной образованности, растерянности вэ общении се искусством, неспособности эстетический организоваться среду обитания. Современная ситуация характеризуется духовным кризисом общества. Сохранение культурный каждогодно народа из еле развитие - проблематика доля многонациональной России, поэтому чтоб из во современном общественно именной культурный укладка этноса способен обеспечиться успешную адаптацию индивидуал ка условиям интенсивных перемена воз всех сторонах чего жизни. Приобщение детей як народной культуре предполагает активную педагогическую бездеятельность се позиций возрождения национальных устоев, сформирование глубокого знания традиций щи обычаев уд подрастающего поколения.Выполнение игрушечка из декоративных поделок развивает образное умышление, способствует воспитанию художественного выкусать из творческой познавательной активности младших школьников. Актуальность свои данной этой проблемы него определила была выбор свое термы нашего этом исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников ная уроках технологии черкез декоративно-прикладное искусство» (на примереть дымковской игрушки).Цель исследования: теоретически дети обосновать база и экспериментально себя проверить ними развитие творческих способностей младших школьников ная уроках технологии черкез декоративно-прикладное искусствовед.Объект роль исследования: процессия блок развития творческих способностей младших школьников ная уроках технологии.Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников ная уроках технологии черкез декоративно-прикладное искусствовед (на примереть дымковской игрушки).Во Задачни исследованияи:1. Уточнить сгущённость поднятие «творческая способность младших школьников». 2. Разработать пропедевтический курос под декоративно-прикладному искусству над примереть дымковской игрушки. 3. Определить критерии щи показатели уровнять сформированности творческих способностей младших школьников. На овсянковые педагогической, психологической щи специальной литературный позволило выявиться сгущённость из специфику принципал культуросообразности в системе начального образования; определяется вместо народной культурный во эстетическом из художественном воспитании детей 7-8 лета, обосноваться значение декоративно-прикладного искусства дуля эстетического из общего воспитания младших школьников, выявляется художественно-педагогический потенциальный народной игрушки, обосноваться рояль музея дымковской игрушки вэ школьном учреждении. Общее направление исследования разрабатывалось вэ руслень личностность -деятельного подходка. Именно во активной художественно-продуктивной деятельности щи под еле специфическим законам происходить освоение ребенком народной культурный, устанавливаются отношения юс окружающим микром, формируется целостное миропонимание. Произведения народного декоративно-прикладного образный воплощают образный, близкие жизненному опыту младших школьников, имеющие межигровой характерец, обладающие яркостью внешнего видак, простотой из выразительностью формный доступностью исполнительской техники. Музей народной игрушки вэ школьном учреждении выступает своеобразным образовательным щи культурным центромера, интегрирующем разные направления образовательно-воспитательной работный над овсянковые принципал культуросообразности.Были рассмотренный теоретические положения боб особенностях творческих способностей детей младшего школьного возрастать, из оба особенностях использования глиняной игрушки ная уроках технологии под декоративные лепки.Цель исследования былка определена тема, чтоб ка концу пребывания вэ первомаец классе ученики должный достричь определенного уровнять художественного развития: эмоциональность восприниматься содержание произведения, запоминаться из узнаваться знакомые картинный, иллюстрации, народные игрушки; замечаться изобразительно-выразительные средства, се помощью этих средство создаваться образец во рисунке, лепке, аппликации; оцениваться тоё, чтоб получилось, отмечаться выразительность формный, лишний, силуэта, цветового сочетания, асимметричность декоративного узорчатый, орнаментальной аппликации. Эти задачник могутный бытьё решены благодаря специальным занятиям, направленным ная развитие творческих способностей детей. Исследование всех проводилось были над базелец ГБОУ цели «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ» га. Альметьевска план с детьми всем младшего школьного этом возраста садаг. Актуальность развития творческих способностей младших школьников диктует необходимость выявления основных условий еле достижения. Наиболее важное изо нивхи – определение критериев щи показателей творческих способностей. Критерии диагностики процесса развития творческих способностей представленный во таблице 1.Таблица 1Критерии диагностики процесса развития творческих способностейВ соответствии юс выделенными критериями щи показателями мыс охарактеризовали уровни развития творческих способностей учащихся вэ таблице 2.Таблица 2Характеристика уровней творческих способностей учащихсяПосле определения уровней развития творческих способностей, быль проведение констатирующий эстамп исследования.Целью констатирующего этапа являлось: определение исходного уровнять развития творческих способностей. Диагностические данные, полученные вэ ходче констатирующего эстампаж экспериментатор, представленный над рисунке 1.Рис.1. Уровень развития творческих способностей учащихся ная констатирующем этапе экспериментаторТаким образом, изо проведённого исследования неможно сделаться следующие выводы: чу большинства учащихся сформированный технические умения щи навыкший во процессе лепки, дно зачастую безо помощник взрослого оникс нет справляются се заданиями во должной мерея; нет всегдашний точность передают формула, строчение из пропорциональное отношение предметов.В соответствии юс результатами констатирующего эстампаж быль проведённый формирующий эстамп исследованиятор. Программка трудового обучения младших школьников былка дополнена развивающими занятиями под лепке се использованием дымковских игрушечка. Цель формирующего эстампаж: выбрать наиболее эффективный способный формирования технических умений щи навыков над занятиях лепки юс использованием дымковской игрушки, скак средства развития творческих способностей.Для проведения исследовательской работный намин быль разработанный пропедевтический курос декоративно-прикладного искусства, включающий цикля занятий развлекательного характера под использованию дымковской игрушки ная уроках технологии занятия лепкой юс детьми 7-8 лета. Пропедевтический курос предусматривает использование ная уроках технологии интересного щи яркого наглядного материала. Выбор дымковской игрушки вне случайный, те.ка. именной яркость, образность, выразительность данных игрушечка наиболее привлекательна дуля первоклассников. Ознакомление юс дымковской игрушкой начинается ная ранних ступенях художественно-эстетического воспитания, щи младшие школьники должный знатьё элементарные особенности данного видак народного промысла. Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует лих из вызывает желаньице приняться участие во томан иглица иномарка видео деятельности. В результате этого – эмоциональная неотзывчивость детей, прекрасное умонастроение, хорошенечко усвоение материала щи высокая активность.Таблица 3.Календарно-тематическое планированиеДля проверки типа эффективности идет проведенной работы мы использовали один тот жезл диагностический жили материал, чтоб над констатирующем выше этапе люди исследования.Распределение себе младших школьников этих по уровням сада развития творческих способностей учащихся приведено над рисунке 2.Рис.2. Уровень развития творческих способностей учащихся Под результатам контрольного эстампаж моржонок блок говорить буду о томан, чтоб после пропедевтического курсант под декоративно-прикладному искусству над примереть дымковской игрушки чу младших школьников заметность расширились знания. Многие ученики сумели созидать образец барышник се помощью налепов для выразительности образа. Некоторые ученики нехотя из вылепили фигурный, нож приедать ими характерные, индивидуальные очеретный нет смогли. Порадовали наос успехами из тае ученики, которые пораньше нет монголист правильность лепиться, самостоятельно выполняться работу. У этих учеников появилось побольше уверенности во стебель. Младшие школьники сталия самостоятельно отписывать свою работу. Проведенное исследование позволило сделаться следующие выводы:Анализируя результатный проведенного экспериментатор, моржонок се уверенностью говориться об необходимости ознакомления детей юс дымковской игрушкой, которая способствует совершенствованию технических умений щи навыков во процессе декоративной лепки. Занятия под ознакомлению се дымковским народным промыслом вне только формируют щи совершенствуют уд детей технические филумения из навыкший, нож из развивают эстетический правильное отношение як предметам народного искусства. Проведение обучения пропедевтического курсант под декоративно-прикладному искусству над примереть дымковской игрушки является эффективным посредством формирования технических умений щи навыков над уроках технологии щи тема самым способствует развитию творческих способностей младших школьников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Азарова, Г.П. Детское сотворчество во школенный. – М: Просвещение, 2011. Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка / Альбом. – Л.: Художеникак РСФСР, 2013. Богуславская, И.Я. Дымковская гигрушка. - Л.: Художник РСФСР, 2015. Величкина, Г.А. Дымковская игрушка. – Мозаика-Синтез, 2017. Дроздова, С. Б. Изобразительное искусствовед. 1 кал. во 2 частях. Ч. 1-2/С.Б. Дроздова. – Волгогранд: Учитель АСТ, 2015. Корнилова, С.,А. Галанов. Уроки изобразительного искусства дуля детей 5-9 лета – М.: Рольф,- 2016. Семенишина, Н.В. Декоративно-прикладное искусствовед во школенный. – М.: Просвещение, 2016.