Публикации
Психологический час: "МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологический час: "МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ"
Автор: Широбокова Ольга Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологический час: "МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ"
Автор: Широбокова Ольга Алексеевна
Психологические часы: на тема: «Мы живем среди людей»Цель: формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения. Задачи: 1) помочь обучающимся понять ценность общения; 2) раскрыть содержание понятия «общение»; 3) показать значение общения в жизни человека; 4) познакомить с правилами культурного общения. Форма проведения мероприятия: беседа - диалог с элементами игры. Оформление: плакаты с высказываниями. -«Хорошее воспитание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А.П. Чехов)- «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент Экзюпери). Ход мероприятия:Вступление:Тема нашей встречи сегодня – это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, для этого необходимо учиться общению. Наша встреча будет проходить в форме диалога с элементами игры. А начнем мы наш разговор с игры-упражнения «Приветствие». участники образуют два круга – внутренний и внешний – так, чтобы образовались стоящие дуг к другу пары. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты назвать партнера по имени и поприветствовать его. Партнер должен в ответ назвать имя и тоже поприветствовать. По знаку ведущего круг делает шаг влево, таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары. А сейчас участникам предлагается «Разминка». К слову «общение» нужно подобрать как можно больше однокоренных слов (община, общий, общительный, сообщник, сообща, общность, общительность, общественность, общежитие, общество, общение, общаться... зачитывают своиОсновная часть:Так что же такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен русский язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, что слово оказывает огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».Любое обращение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других – плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы участников). Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего. Предлагаем выполнить следующее задание. Участники (поочередно) должны произнести слово «друг» как можно выразительнее, отразив в интонации (написанной на карточке (удивление, восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие, отвращение, нетерпение.) следующие чувства. Итак, начали: удивление, восторг, сожаление, радость, горе, удовольствие, злоба, безразличие, высокомерие, отвращение, нетерпение. Что такое интонация? (Ответы ). Обратимся к словарю. Интонация – тон и манера произношения слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он произносит. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека — это тоже очень хорошее и доброе слово.А теперь переходим к решению простых задачек. 1.На улице уже по- вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки, на тебе теплый свитер, который заставила надеть мама. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более что и народу немного: сзади сидят лишь седенькая бабушка и краснощекий малыш со своим папой.Можно ли это сделать?2. Три подружки – Катя, Зина и Оля – сидят во дворе на лавочке. Оле нужно рассказать Кате по секрету от Зины то, что касается только их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? Почему?3.Девочка в нарядной шубке и новых сапожках поскользнулась и вот лежит в грязной весенней луже посреди двора. Лицо обиженное и удивленное. Вокруг ребята. Смеются. А вы как поступите?У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в техникуме, на улице, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы? Я предлагаем вам следующее упражнения. Участники получают карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или усложняющие его. Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-» - те качества, которые ему мешают: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность. Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам маленькие рассказы, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои. 1-й рассказ В автобусе сидит пожилая женщина. Впереди сидит кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Васечкин, и держа за руку свою подружку , начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге «Анька , оплати проезд!». Аня, сидевшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, пожилые люди. Васечкин делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».2-й рассказ Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Танин попугай. - Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Ира, - у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень. Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в этот день общаться с Таней. Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте? Итак, герои этих маленьких рассказов какие допустили ошибки в об общении с окружающими? У них нет шестого чувства. Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого? Многие из вас определяют его верно, хотя и назовут по-разному. Это тактичность. Обратимся к словарю (знакомимся с понятием «тактичность»). Тот кто обладает чувством такта – шестым чувством, никогда не будет назойливым, не утомит того с кем общается, не обидит, не пошутит некстати. Ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность. Эти качества сослужат вам в жизни хорошую службу. Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму. Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя. Рефлексия: Наша встреча подошла к завершению.Скажите, что вам сегодня запомнилось на нашей встречи?Что вы возьмете собой? Как вы хотели бы закончить наш диалог?И в заключение все участники получают памятку с правилами общения. Памятка (правила культурного общения) • Уважай собеседника. • Будь тактичен. • Не унижай собеседника. • Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение. • Будь внимателен к собеседнику. • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его. • Стремись к взаимопониманию. Я хочу закончить нашу встречу так: - Попрошу всех встать. Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянете руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так по цепочке все берутся за руки и образуют круг.