Публикации Методическая разработка Исторические источники как средства формирования читательской грамотности на уроке по теме «Отечественная война 1812 года»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка Исторические источники как средства формирования читательской грамотности на уроке по теме «Отечественная война 1812 года»
Автор: Кручинина Злата Романовна

  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Лицей №182» Кировского района г. КазаниНаправление: средняя школа: гуманитарное образованиеМетодическая разработкаИсторические источники как средства формирования читательской грамотности на уроке по теме «Отечественная война 1812 года»Автор: Кручинина Злата Романовна,учитель истории и обществознания г. Казань, 2022Пояснительная запискаСовременные школьники, согласно ФГОС, должны уметь: осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значимым событиям и выдающимся личностям в истории и оценивать их. На этом фоне на первый план выходит задача обучения учащихся работе с информацией на основе исторических документов. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость исторического источника состоит также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, способствует складыванию ярких образов и картин прошлого, создает ощущение духа эпохи, формирует у учащихся интерес к истории. При работе с документами активизируется процесс мышления и воображения учащихся, что способствует плодотворному усвоению исторических 3 знаний и развитию исторического сознания. У них вырабатываются навыки самостоятельной работы: читать документы, интерпретировать, анализировать, обобщать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. Учащиеся узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей. Поэтому в настоящее время в школьном историческом образовании актуализируется проблема формирования умений и навыков работы с историческими источниками.Вопросы обучения работе с историческими документами рассматриваются в трудах современных методистов, педагогов. Различные стороны, изучаемой проблемы, рассмотрели: Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова, М.В Короткова и М. Т. Студеникин, А. Т. Степанищев, О. В. Замараев, В. Я. Румянцев, Н. В. Чеканова, В. В. Шоган.Как правило, выделяют четыре основные группы источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонические. Но основное место на уроках занимает работа с историческими письменными документами, относящимися к словесно практическим средствам изучения истории в связи с тем, что в них словесно запечатлена реальная историческая действительность, практика жизнедеятельности субъектов истории. Умение работать с историческими источниками позволит освоение разнообразных методов поиска и анализа информации, навыка свободной ориентации в современном информационном пространстве, перевода информации из одной знаковой системы в другую, что поможет достичь расширения информационной основы учебного процесса, обеспечения его открытости, отход от трансляции «готовых знаний». Умение работать с историческим источником позволит освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыка свободной ориентации в современном информационном пространстве.Методическая разработкаИсторические источники как средства формирования читательской грамотности на уроке по теме «Отечественная война 1812 года»История многогранная наука, изучающая разные события прошлого. Не просто события, а целый калейдоскоп. История – неоднозначная наука. Всегда выдвигались разные точки зрения на исторические события, проводились споры и дискуссии. Изучить историю по одной лишь книжке невозможно. Поэтому на помощь приходят второстепенные дисциплины, такие как источниковедение, нумизматика, археология. Работа с историческими источниками неотъемлемая часть процесса познания реалий прошлого. Потому что именно такие данные передают атмосферу и дух минувших лет, только от первоисточника можно узнать достоверные данные. Конечно, не все исторические источники дошли до нас в полном объеме, некоторые из них недоступны обычному учителю. Однако есть темы уроков, на которых уместно и возможно использовать исторические источники как средство получения информации о событиях. Например, тема «Отечественная война 1812 года».Исходя из этого организация учебного процесса с применением исторических источников на уроках истории является очень актуальной.Цель - сформировать целостное представление об исторических событиях на основе работы с источниками исторических событий, например об Отечественной войне 1812 года.На уроке можно использовать такие исторические источники по теме «Отечественная война 1812 года». Все исторические источники есть в свободном доступе:
  • Глинка С.Н. «Записки о 1812 г», «Письма русского офицера».
  • Давыдов Д.В. «Военные записки»
  • Дурова Н.А. «Кавалерист-девица Дурова. Записки».
  • Ермолов А.П. «Записки А.П. Ермолова, 1798 – 1826».
  • Паскевич И.Ф. «Походные записки».
  • Пущин П.С. «Дневник 1812-1814 годов».
  • Раевский В.Ф. «Песнь воинов перед сражением».
  • Благодаря использованию исторических источников в дополнение к учебной литературе и повествованию учителя можно расширять представления и знания о событии, формировать интерес к историческому прошлому и интерес к чтению.В процессе урока происходит формирование умений по развитию читательской грамотности. Ученики учатся анализировать и сопоставлять исторические факты, определять достоверность исторических фактов и проводить хронологию и синхронность исторических событий, учатся сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, высказывать суждения об историческом процессе, исторических личностяхМетодика работы со школьниками предполагает следующие формы и приёмы: лекции с последующим опросом; лекции с обсуждением документов и источников личного происхождения; беседы; семинары; круглые столы.Все эти приёмы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как: умение выдвинуть гипотезу; умение делать обобщения; умение систематизировать и классифицировать материал; умение составлять доклад по теме; умение сделать презентацию;Для урока необходимо проводить занятия в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласы по истории России, иллюстрированный, справочный материал, научную и методическую литературу, аудио-, видеоаппаратуру, компьютер. По окончании урока или нескольких уроков в завершении темы учащиеся должны научить излагать суждения о причинно-следственных связях исторического события и личностей, знать причины, начало, ход исторического события, определять и объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в историческом событии, сравнивать предполагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.Таким образом, исторический источник – это неотъемлемая часть истории, из которого доходят до историков данные о прошлом. Исторический источник – это материал для чтения, при помощи которого ученик получает историческую информацию о событиях по теме урока. Подобная работа с классом позволит увеличить мотивацию и активность на уроках, будет способствовать детальному изучению темы, настроит учеников на поисковую и самостоятельную деятельность. История без чтения невозможна, а чтение исторических источников позволяет анализировать, сравнивать и сопоставлять, обращать внимание на характер изложенного материала, понимать атмосферу прошлого.