Публикации "Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Автор: Рынова Юлия Васильевна

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возрастаСовременная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, чтобы ребенок в будущем мог быть успешным в профессиональной среде. А в современном языке это называется - введение дошкольников в профориентацию.Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.В детском саду формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.Работа в региональной инновационной площадке по ранней профориентации определила поиск новых эффективных форм работы с дошкольниками. Одной из таких форм стало использование лэпбука.В результате реализации проект «Я в строители пойду - пусть меня научат» был составлен лэпбук « Строительные профессии».Лэпбук – это самодельная книжка-раскладушка или папка, в которой есть кармашки, конвертики, мини-книжки, гармошки, элементы которые можно вращать и выдвигать, различные застёжки, лупа, карандаши, блокнот для записей. Ребята могут сами брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и раскладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой «книге».Чем для нас стала привлекательна данная форма работы?
  • Пособие универсально: его можно использовать в организованной учебной деятельности для презентации нового материала, а так же для закрепления полученных знаний на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности детей.
  • Кармашки с дидактическим материалом могут пополняться в течение всего учебного года.
  • Можно выбирать задания и игры дифференцированно, под силу каждому ребенку.
  • Развивает креативность и творческое мышление у воспитанников.
  • Возможно привлечение семьи к данной работе (вопросы для родителей расширяют картину мира знаний о профессиях детей, гармонизируют детско-родительские отношения).
  • Содержание лэпбука.
  • Задание «Собери дом» (разрезные картинки). (Участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение.)
  • Задание «Подбери инструменты для каждой строительной профессии» (Дети расширяют знания о предметах необходимых человеку определенной профессии)
  • Пословицы и поговорки о профессиях. (Дети размышляют о значении труда в жизни человека).
  • Задание «Стихи о профессиях». (При помощи карточек - стихов, ребенок быстро запомнит профессии и научится их различать.)
  • Задание «Загадки о строительных профессиях». (Расширяют представления о профессии: о деятельности людей, которые занимаются своей работой, о форменной одежде и атрибутах, которые им требуются для работы.)
  • Задание «Раскраски профессии» (Способствуют проявлению творческой активности, воображения, развивают мелкую моторику рук.)
  • Задание «Найди пару». (Игра учит вычленять предметы отличные от других по определенным признакам, анализировать и делать простейшие выводы)
  • Задание «Ребусы». (Расширяют и активизируют словарь детей, способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти).
  • Вопросы для родителей:
  • Расскажите ребенку какой-нибудь эпизод из своей жизни (смешной или познавательный) связанный с какой-либо строительной профессией.Выполняете ли вы дома какие-то работы, близкие к строительным профессиям? Какими инструментами пользуетесь?Есть ли у вас знакомые, родственники какой-либо строительной профессии? Что вы можете рассказать ребенку об этом?Изобразите без слов человека какой-нибудь профессии, а ребенок отгадает его.
  • Закончи предложение: «Если бы я выбрал профессию штукатура - маляра (строителя, каменщика, стропальщика….)»
  • На обратной стороне лэпбука представлена экспериментальная деятельность, для нее размещены мешочки со строительным материалом.Вывод: Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов:1. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал, формирует познавательный интерес.2. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.3. Способствует развитию творческих способностей, развитию речи, мелкой моторики.4. Объединяет детей, педагогов и родителей, т.е. несет социальную направленность, гармонизирует отношения.5. Позволяет объединить всю группу детей для увлекательного и полезного занятия. Может быть формой представления итогов проекта и тематической недели.Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа с использованием такой формы как лэпбук позволяет ненавязчиво в игровой форме подвести детей к пониманию, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни, а также формируют интерес в игровой деятельности «попробовать» себя в разных профессиях.