Публикации программа спецкурса "Изучаем конституцию"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа спецкурса "Изучаем конституцию"
Автор: Хаджиназарова Альбина Джумадурдыевна

Программа спецкурса «Изучаем Конституцию»Пояснительная запискаРабочая программа разработана на основе:Программы «Изучаем Конституцию» (Сборник программ по обществознанию: метод. Рекомендации для учителей истории и обществознания/ под общ. Ред. М.А.Бравиной.- Ульяновск: Центр ОСИ, 2015 (Серия «Реализация ФГОС»)Курс рассчитан на учащихся 8 классаОсновные задачи курсаЧерез изучение статей Конституции РФ развивать гражданско-правовое образование молодежи и преодолевать правовой нигилизм.Формировать у учащихся уважительное отношение к Основному Закону страны.Добиваться того, чтобы Конституция стала базовым ориентиром к анализу реальных проблем российского общества.Форма проведения занятийВ рамках данного элективного курса возможно использование таких форм занятий, как: лекции, уроки-практикумы, деловые игры в формате кейс-стади.Требования к уровню подготовки:Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.Предметными результатами освоения данного курса являются:- знание:- ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;- структуры основного закона страны;- основных обязанностей и прав граждан РФ и способы их реализации;- функций и полномочий органов государственной власти РФ;- последние поправки к основному закону РФ;- источники Конституционного права Российской Федерации;- основные избирательные системы, применяемые в РФ при проведении выборов;- порядок организации и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСодержание курсаТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙПроблема человека и общества. Два аспекта проблемы.Социализация личности, ее выбор. Общество как саморегулирующаяся система.Социальная стабильность как основа безопасности личности.Государство, право и мораль – основные институты социализации личности и обеспечения социальной стабильности.ТЕМА 2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФЗадание для практикума
  • Найдите подтверждение каждого признака государства в тексте Конституции РФ. Укажите статьи.
  • ТЕМА 3. К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИЗадание для рабочих групп1 группа – XI-XVII вв.2 группа – XVIII в.3 группа – XIX в.4 группа – XX в. до 1917 г.5 группа – XX в., советский период6 группа – Российская ФедерацияТЕМА 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПонятие конституционного строя. Система принципов конституционного строя России.Основы организации государственной власти.Основы взаимоотношений государства и гражданина, правовой статус человека и гражданина.Основы организации жизни гражданского общества.ТЕМА 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИЗаконодательная ветвь власти. История Законодательного Собрания Ульяновской области. Структура. Основные направления деятельности ЗС УО. Избирательная система. Партийный спектр. Председатель. Депутаты.ТЕМА 6. ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (деловая игра в формате кейс-стади)Опережающее задание для рабочих групп.
  • Подготовить кейс для журнала «Избиратель» по теме «Выборы в Законодательное собрание Ульяновской области».
  • Презентация кейсов.Работа класса в ходе презентации с оценочным инструментарием.
  • Задание классу: Заполните таблицу, для этого вам необходимо внимательно прослушать презентации кейсов и вписать необходимую информацию в соответствующую графу таблицы листа контроля (Приложение 1).
  • ТЕМА 7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ В СТАТЬЯХ КОНСТИТУЦИИЗадание для практикума
  • Найдите в Конституции РФ подтверждение следующих основ организации гражданского общества, которые стимулируют его становление:
  • Основы организации государственной власти:
  • Народовластие
  • Федерализм
  • Верховенство права
  • Разделение властей
  • Государственный суверенитет
  • Признание РФ частью мирового сообщества
  • Основы взаимоотношений государства и гражданина, правовой статус человека и гражданина:
  • Признание и утверждение прав и свобод человека высшей ценностью.
  • Защита и соблюдение прав и свобод – обязанность государства.
  • Обязанности гражданина перед государством и обществом в целом.
  • Обязанности гражданина перед другими людьми.
  • Основы организации жизни гражданского общества:
  • Свобода экономической деятельности.
  • Равноправие форм собственности.
  • Идеологический плюрализм.
  • Политический плюрализм.
  • Светское государство.
  • Социальное государство.
  • ТЕМА 8. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Контрольно-обучающее тестирование № 1В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы. (Приложение 2)ТЕМА 9. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМеждународные акты в области прав и свобод человека, признанные Россией.Всеобщая декларация прав человека.Международный пакт о гражданских и политических правах.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.Конвенция о правах ребенка.Сравнительный анализ текстов Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека.Изучение и сравнительный анализ положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конституции РФ.ТЕМА 10. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВАИстория возникновения идеи правового государства.И. Кант и концепция правового государства.Основные отличия правового государства от неправового.Задание классу
  • Заполнить сравнительную таблицу по ходу лекции. (Приложение 3)
  • ТЕМА 11. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КОНСТИТУЦИИ РФЗадание для практикума
  • Как реализуются признаки правового государства в Конституции РФ? Найдите подтверждение в тексте Конституции.
  • ТЕМА 12. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ»Контрольно-обучающее тестирование № 2В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы с указанием статей и их комментарием (Приложение 4)ТЕМА 13. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙПравовое государство и принцип разделения властей.Реализация принципа разделения властей в Конституции США.Принцип разделения властей в Конституции РФ. Разделение функций и полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.Разделение полномочий и предметов ведения между федеральной властью и органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.ТЕМА 14. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В КОНСТИТУЦИИ РФЗадание для групп
  • Заполните таблицу «Реализация принципа разделения властей в Конституции РФ» с указанием статей (Приложение 5)
  • 1 группа – полномочия Президента РФ2 группа – полномочия Совета Федерации3 группа – полномочия Государственной Думы4 группа – полномочия Правительства РФТЕМА 15. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ»Контрольно-обучающее тестирование № 3В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы с указание статей и их комментарием (Приложение 6)ТЕМА 16. ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСАКонтрольные задания к изученному материалу по типу упражнений «Снежный ком», «Корректор», «Четвертый лишний», выделения существенных признаков обществоведческих понятий из предложенных вариантов, продолжение фразы, анализа суждений, поиска ошибок в тексте.ТЕМА 17. ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСАСловарный зачет по изученным обществоведческим понятиям данного курса устного по билетам или письменного.ТЕМА 18. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕПрезентация лучших творческих работ и проектовКалендарно - тематическое планирование