Публикации Формирование глобальных компетенций на уроках технологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование глобальных компетенций на уроках технологии
Автор: Куликова Людмила Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИКуликова Л.А., учитель технологии, музыки, педагог-психолог МБОУ «СШ№56», Россия, г. ИвановоВ статье рассматривается потенциал уроков технологии для формирования и развития глобальных компетенций, в первую очередь коммуникативных навыков обучающихся. Так же статья раскрывает метапредметный характер уроков технологии, показывая связь с различными школьными дисциплинами на примере двух уроков.Ключевые слова: глобальные компетенции, функционально грамотный человек, глобально компетентный человек.Мы живем в особое время, когда мир меняется гораздо быстрее, чем мы успеваем адаптироваться к этим изменениям. В связи с этим к школе предъявляются новые требования, ставятся все более сложные, но вместе с тем интересные задачи.Одна из этих задач – формирование у подрастающего поколения функциональной грамотности в разных ее аспектах. И если большинство этих аспектов объединены в предметные единицы и сформированы в определенные предметные компетенции (читательская, математическая, естественно -научная грамотность и проч.), то глобальные компетенции – максимально многомерная единица, которой нельзя научить на каком-то определенном уроке, отдельной предметной дисциплине. Глобальная компетентность определяется как многомерная способность. По мнению Алексея Алексеевича Леонова, глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.Несмотря на все нововведения в системе образования, и в среде школьников, и в среде родителей, и даже иногда в среде педагогов принято делить школьные дисциплины на важные, «настоящие» науки, и предметы для отдыха, расслабления учеников. Так, такие предметы как физкультура, ИЗО, музыка, технология оказываются недооцененными, их потенциал может быть раскрыт только при условии ответственного подхода как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся.С точки зрения учителя технологии, возможность формирования и развития глобальных компетенций видится, в первую очередь, в развитии их коммуникативных навыков, умения сотрудничать и представлять свой опыт и умения перед аудиторией. Кроме того, технология, как предмет – широчайшая база для демонстрации метапредметных связей.Начать стоит с того, что в МБОУ «СШ№56» отсутствует деление на подгруппы на уроках технологии по гендерному принципу, мальчики и девочки обучаются вместе. Это, во-первых, позволяет избегать деления умений и навыков на «чисто мужские» и «чисто женские». При таком подходе мальчики замечательно осваивают элементарные навыки швейного дела, а девочки прекрасно разбираются в строительных материалах и различных инструментах.Во-вторых, такой подход подразумевает конструктивное общение и взаимодействие. На уроках мы часто практикуем работу в парах, микро- и макро- (например, по рядам) группах. И в этом случае, дети самостоятельно учатся сотрудничать, выбирать ответственного, делить обязанности, например, кто-то ищет информацию, кто-то оформляет проект, а самый «красноречивый» его защищает. Рассмотрим на примере двух уроков, каким образом мы показываем детям связь нескольких наук в одном, казалось бы, простом предмете.Так, при изучении темы «Блюда из яиц», мы с пятиклассниками сначала опираемся на их литературные знания. На этапе целеполагания мы разгадываем сказочные загадки, благодаря чему дети самостоятельно могут определить тему, обратившись к прошлому опыту изучения литературы. Определившись с темой, мы вспоминаем, в каких еще сказках или мифах нам встречается яйцо. При упоминании мифологии, мы обращаемся к историческим и географическим знаниям: мифы каких народов мы упомянули, какие традиционные блюда из яиц употребляли и употребляют в этих странах.Далее мы изучаем правила безопасности и учимся определять свежесть яиц. И в этом нам помогают простые, но интересные физические опыты. Ребята, путем погружения яиц в емкость с водно-солевым раствором, самостоятельно определяют, какие яйца пригодны, например, для приготовления безе или могут быть приготовлены всмятку, а какие можно употреблять только после качественной термической обработки. Знания физики потребуются и для того, чтобы отличить вареное яйцо от сырого путем их вращения. Ну и кода уже дело доходит непосредственно до приготовления блюд, мы пользуемся элементарными математическими знаниями, например, увеличивая или уменьшая количество ингредиентов в соответствии с необходимым количеством порций.И нельзя не упомянуть развитие эстетического вкуса, т.к. каждое блюдо нужно красиво и оригинально сервировать на стол. В таком ключе очень простая, даже примитивная тема, рассмотренная с разных сторон, всегда находит положительный отклик у ребят.Второй «любимый» проект наших детей - подготовка проектов «кухня мечты» , «комната мечты» ( 5-6классы).Задание направлено на обобщение полученных на теоретических уроках знаний, умение применить их на практике. Детям дается максимально творческое задание – оформить кухню мечты. Это может быть макет, аппликация, рисунок, диорама и т.д. Для этого задания требуются знания математики, во первых, чтоб рассчитать масштаб своей реальной кухни и, например, макета. Далее детям нужно в масштабе подобрать материал для изготовления мебели и оценить размерное соотношение с имеющимся макетом.Знания основ дизайна, цветовых сочетаний, которые изучаются на ИЗО, применяются и обосновываются на уроке технологии.Подобные задания развивают пространственное мышление, креативность. Например, дети выбирали в качестве материала для мебели и картонные коробки от лекарств, и пробки от бутылок, и детали лего, и пенопласт, и остатки вспененного утеплителя.Защита подобных проектов тоже прекрасно развивает навык коммуникации, т.к., с одной стороны, работу нужно презентовать перед классом, с другой стороны, остальным нужно озвучить конструктивную критику проекта. Стоит отметить, что подобные задания очень сплачивают классный коллектив: ребята искренне радуются успеху друг друга, восторгаются конструкторскими решениями, общим видом работы.Таким образом мы видим, что предмет, который, казалось бы, относится не к основным, не самым серьезным в школьной программе, оказывает значительное влияние на формирование глобальных компетенций школьников.Так же стоит учитывать, что формирование глобальных компетенций не заканчивается на уровне образовательной организации, это такое состояние человека, которое побуждает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.