Публикации «Использование малых фольклорных жанров логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование малых фольклорных жанров логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»
Автор: Никитина Елена Александровна Иващенко Ольга Юрьевна Малыхина Татьяна Сергеевна

«Использование малых фольклорных жанров логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений»Никитина Е. А., учитель-логопед МБДОУ д/с№ 67 г. БелгородИващенко О.Ю., воспитатель МБДОУ д/с № 67 г. БелгородМалыхина Т.С., воспитатель МБДОУ д/с № 67 г. БелгородАннотация: в данной статье авторами рассматривается использование малых форм фольклора в логопедической работе, которое может быть очень эффективным методом коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ , который заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно- обучающее средство для детей дошкольного возраста. Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ОНР является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Колыбельные песни — это один из наиболее известных жанров устного народного творчества. Они написаны для укладывания детей спать и часто имеют мелодичную и успокаивающую мелодию. Колыбельные песни могут быть использованы для развития речи, так как они содержат множество звуков, которые могут быть трудными для произношения, а также могут помочь детям научиться правильно дышать и контролировать свой ритм. Потешки, пестушки и прибаутки — это короткие стихи, которые используются для развлечения детей и обучения их навыкам речи. Они содержат простые слова и фразы, которые могут быть легко запомнены детьми, а также помогают им развивать свою интонацию и ритмические навыки. Перевертыши, загадки и считалки — это жанры устного народного творчества, которые помогают детям развивать свою логику и креативность. Они также могут быть использованы для развития речи, так как содержат множество слов и звуков, которые могут быть трудными для произношения. Пословицы и поговорки — это короткие высказывания, которые содержат мудрые советы и наставления. Они могут быть использованы для развития речи, так как содержат множество сложных слов и фраз, а также помогают детям развивать свой словарный запас. Скороговорки — это короткие стихи, которые содержат множество повторяющихся звуков. Они могут быть использованы для развития речи, так как помогают детям научиться правильно произносить звуки и слова, а также развивать свою дикцию и интонацию. Таким образом, использование малых форм фольклора в логопедической работе может быть очень эффективным методом коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Они могут помочь детям научиться правильно дышать, контролировать свой ритм, развивать свою интонацию и ритмические навыки, а также развивать свой словарный запас и креативность.Список использованной и рекомендуемой литературы:
  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. –400с.
  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. –159с.
  • Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
  • Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание.-1992.- №5-6.- С.5-8.
  • Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.
  • Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористикеост.: Ю.Г.Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С.185-193.
  • Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,1976. –127с.
  • Козак О. Н. Чем бы дитя не тешилось: Считалки, дразнилки, мирилки: Сборник. - Ростов н/Д-СПб.: Феникс; Союз, 2004. - 176 с.
  • Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 238 с.
  • Народная педагогика и воспитаниевт.-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. - Барнаул: БГПУ, 1996.–49с.
  • Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1984.-№4.- С.8-11.