Публикации « Умственная работоспособность и её особенности у детей с интеллектуальной недостаточностью».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Умственная работоспособность и её особенности у детей с интеллектуальной недостаточностью».
Автор: Мальцева Екатерина Сергеевна

« Умственная работоспособность и её особенности у детей с интеллектуальной недостаточностью». Ребёнок, поступая в школу, не только должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и должен достичь определённого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Он должен овладеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Также важным в процессе организации учебной работы со школьниками является фактор их общей работоспособности. Он представляет собой ту меру физических и нервных сил ребёнка, которая позволяет ему быть выносливым, не утомляться и не уставать, при выполнении учебной работы. Вопросами умственной работоспособности занимались В.А. Пермякова, Л.И. Александрова, М.В. Антропова, С.М. Громбах, Е.М. Вайнруб, В.М. Левин и другие. В работах М.В. Антроповой отмечается, что большинство детей, не усваивающих программу, имеют сниженную умственную работоспособность. По данным Ю.К. Бабанского нарушение работоспособности 9 – 11 % случаев являются причиной неусваиваимости учебного материала. Но далеко не все дети со сниженнной умственной работоспособностью не усваивают учебную программ, и не у всех неуспевающих наблюдается нарушение работоспособности. Из всех детей с различными нарушениями в развитии наиболее низкая умственная работоспособность, по данным В.А. Пермяковой, отмечается у детей с нарушенным интеллектом. Наукой уже накоплены обширные данные об умственной работоспособности. В XIX веке уже обращалось внимание на явление переутомления во время занятий (работы К.И. Грум-Грижмайло 1843-1845гг), целый ряд других отечественных и зарубежных авторов: В.Г. Нестеров(1882г), Н.И. Быстров (1886г), А.В. Беляев (1887г), М. Флери (1899 г) отмечали отрицательное влияние на организм чрезмерной умственной нагрузки. Разные исследования привели к пониманию умственной работоспособности, как способности за единицу времени безошибочно выполнять определённое количество тех или иных операций. Интерес к проблеме умственной работоспособности привёл к развитию методов изучения. Стали создаваться методики, в которых со статической точки зрения было бы легко учитывать продуктивность (качество и количество) умственной деятельности. Примером таких методик явились корректурные пробы, предложенные А.Бурдоном (1895г), в основе лежит выполнение большого количества простых соизмеримых действий. В настоящий момент в специальной литературе умственная работоспособность у учеников с интеллектуальной недостаточностью представлена в двух аспектах:1.Изучение с помощью психологических методов её динамики под влиянием учебной нагрузки в течение дня, в разные дни недели (замедленность реакций учащихся с интеллектуальной недостаточность, расстройство внимания и повышенная истощаемость были отмечены как факторы, снижающие устойчивость умственных действий и затрудняющие выполнение длительных заданий).2.Изучение умственной работоспособности учеников специальной коррекционной школы при сопоставлении скорости простой реакции с реакцией выбора объекта по одному какому-либо признаку, либо с реакцией выбора по нескольким признакам, прослеживание скорости и точности работы в процессе длительного действия и так далее (нарушение динамики умственной работоспособности могут быть обусловлены затруднениями при выполнении действий, патологической слабостью произвольной регуляции волевых усилий и другое). Исследования умственной работоспособности, разработка методов её изучения и на их основе составление классификаций умственной работоспособности, позволили в результате врачам, педагогам, психологам распределить нормально развивающихся детей на группы по уровню общей и умственной работоспособности: М.В. Антропова, С.М.Громбах и другие. Основываясь на эти данные, дефектологи разработали методы для изучения работоспособности детей с интеллектуальной недостаточностью (В.М. Коган, Э.А. Коробкова, Е.Крепелин). В процессе обучения М.В. Антроповой, Ю.К. Бабанский, В.А. Пермякова и другие выделяют несколько групп учеников по усвоению учебного материала. Это связан, прежде всего, с уровнем нарушения умственной работоспособности. Исследования М.С. Певзнер, И.Г. Ерёменко, С.Л. Сагдулаева и некоторых других авторов показывают, что дети с нарушенным интеллектом могут отличаться хорошей работоспособностью в доступных видах деятельности. Главной причиной неуспеваемости и обучаемости учеников специальных(коррекционных) школ является интеллектуальный дефект, а нарушения работоспособности в этом случае выступает как сопутствующий и осложняющий фактор. В.А. Пермякова выделила следующие особенности учебной деятельности (у одних больше, у других меньше) учащихся специальных (коррекционныхкол:1.Неадекватные реакции на учебные ситуации, отказ выполнять требования даже любимого учителя.2.Фрагментарность и замедленность восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала, а отсюда и недостаточная его осмысленность. Согласно клинико-педагогическим характеристикам, детям с интеллектуальной недостаточностью свойственно быстро развивающееся утомление, часто обусловленное цереброастеническим состоянием. Дети с интеллектуальной недостаточностью могут отличаться хорошей работоспособностью в доступных видах деятельности; неустойчивость умственной работоспособностью на протяжении урока: к началу и концу занятия снижена, в течение первых двух уроков происходит врабвтывание в ритм учебных занятий, в первые и последние дни рабочей недели отмечается снижение умственной работоспособности. Для улучшения умственной работоспособности на уроках в разные периоды урока и недели подбираются разнообразные физинутки и игры, в соответствии с конкретным классом и его развитием.Список литературы1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с.2. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987.3. Василевская В.Я. Катакомбы XX века. Воспоминания. - Москва. - 2001.4. Вопросы комплексной диагностики умственно отсталых детей. /Под ред. Певзнер М. С. - Иркутск, 1998.5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.7. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.8. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. ., 1993.9. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., 1988.10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.11. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.12. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. - СПб.: Речь. - 2007. - 390с.13. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. .: Просвещение. -1973.14. Лурия А.Р. Умственно-отсталый ребенок. - М., 1960.15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.16. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякрва В.А. Дети с нарушениями умственного развития, - Иркутск, 1992.17. Михеева Е.А. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.67-74.18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2001. - 272 с.19. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. -- М.: Академия, 2007. -- 480 с.20. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. / Под ред. И.М. Соловьева. - М., 1953.21. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология»/ Сост. А. Д. Виноградова. -- М.: Просвещение, 1985.--144 с.22. Певзнер М.С. Дети - олигофрены. - М , 1959.23. Петрова В. Г Речь умственно отсталых школьников.- В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М, 1965.24. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М , 1962.25. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитииод ред. Проф. У.В. Ульенковой.- СПб.: Питер, 2007.-304 с.26. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.27. Специальная психологияод ред. В.И. Лубовского.- М.: Академия, 2006.- 464 с.28. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М., 1966.29. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. -- СПб.: Речь, 2003. -- 216 с.30. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. -- Балашов: Николаев, 2004. -- 80 с.