Публикации Виды оценивания на уроках биологии при формировании естественнонаучной грамотности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Виды оценивания на уроках биологии при формировании естественнонаучной грамотности
Автор: Сахибгареева Ландыш Фаридовна

ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИУчитель биологии МБОУ СОШ №1 гугульма Республики ТатарстанСахибгареева Л.Ф.Оценивание в образовательном процессе играет ключевую роль в определении уровня знаний, умений и навыков учащихся. В предмете биологии особенно важно не только изучение фактического материала, но и развитие естественнонаучной грамотности – способности к анализу, синтезу, критическому мышлению и применению научных знаний на практике. Первый аспект, на который следует обратить внимание, это необходимость интеграции оценочной деятельности учителей одной образовательной организации. Для соответствия требованиям ФГОС в ОО необходимо учитывать несколько положений: - При сохранении индивидуальных отличий методов и приемов оценки отдельных учителей и особенностей учебных предметов необходимо обеспечить общие подходы к отбору содержания оценки (к которой относятся результаты, выраженные в деятельностной форме) и к структуре оценочной деятельности всех учителей в ОО. - Должен существовать механизм координации оценочной деятельности всех учителей, работающих в данном классе. - Должна быть обеспечена взаимосвязь оценочной деятельности учителей и внутреннего мониторинга образовательных достижений, обучающихся в данной ОО. - Инструментарий, использующийся в оценочной деятельности учителей, должен быть взаимосвязан с инструментами внешней оценки Для достижения цели на уроках биологии применяются различные виды оценивания.1. Традиционные письменные формы оценивания: Один из наиболее распространенных методов – написание контрольных работ, тестов или рефератов. Эти задания позволяют ученикам продемонстрировать усвоение теоретического материала, а также навыков структурирования и анализа информации. Однако, для формирования естественнонаучной грамотности важно не только знание фактов, но и умение анализировать и интерпретировать данные, что может быть ограничено в рамках письменных форматов. 2. Практические и лабораторные работы: Проведение практических занятий и лабораторных работ позволяет ученикам познакомиться с методами научного исследования, провести эксперименты и анализировать их результаты. Оценка здесь может быть связана не только с правильностью выполнения, но и с глубиной анализа полученных данных, а также умением делать выводы на основе наблюдений. 3. Проектные задания: Проекты дают ученикам возможность применить знания биологии на практике, исследовать интересующие их вопросы, решать проблемы. Оценка проектов оценивает не только содержание и структуру работы, но и творческий подход, глубину анализа и способность применять знания в реальной ситуации. 4. Устные формы оценивания: Устные ответы на вопросы учителя, доклады, обсуждение научных статей – все это развивает навыки публичной выступления, логического мышления и аргументации. Оценивание в этом случае фокусируется не только на правильности ответа, но и на умении аргументировать свою точку зрения. 5. Самооценивание и взаимооценивание: Вовлечение учеников в процесс оценивания самих себя или своих товарищей способствует развитию метапредметных навыков, таких как саморефлексия, анализ собственной работы и конструктивная критика. Для видов оценочных процедур выделяют две группы: 1) по отношению ко времени проведения различают следующие виды процедур: • стартовая диагностика; • текущее оценивание; • тематический контроль; • промежуточная аттестация; • итоговый контроль, в том числе и государственная итоговая аттестация. Следует обратить внимание на стартовую диагностику, которую необходимо проводить в начале изучения каждой большой темы или раздела и спрашивать о том, что предстоит изучать. Это помогает выделить уже имеющиеся элементы знаний, вычленить те житейские представления, которые зачастую неверны и могут мешать формированию научного представления в процессе изучения темы. На основании стартовой диагностики корректируется поурочное планирование темы. 2)по отношению к целям проведения выделяют следующие виды оценочных процедур: • диагностические; • проверочные; • контрольные. Существуют различные формы фиксации результатов оценки: • классическая система поурочного выставления отметок (когда отметка промежуточной аттестации выставляется как среднее арифметическое всех имеющихся отметок, либо рассчитывается с учетом весовых коэффициентов отметок за разные оценочные процедуры. Последнее, как правило, реализуется при использовании электронных журналов); • зачетная система проверки знаний и умений учащихся (когда итог обозначается как «зачет или незачет»); критериальная система оценки (когда отмечаются в виде баллов (отметки) результаты достижения каждого из выделенных критериев). Какие требования ФГОС предъявляет к системе оценки учебных достижений? В соответствии с ФГОС система оценки базируется на трех основных подходах: Системно-деятельностный подход – обеспечивается содержанием и критериями оценки. Уровневый подход – реализуется по отношению к содержанию оценки и интерпретации результатов. Комплексный подход – реализуется по отношению к содержанию оценки и оценочным процедурамПоскольку ФГОС построен на системно-деятельностном подходе, то и для системы оценки основным является деятельностный подход. -Содержанием оценки выступают предметные и метапредметные результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. -Предметом оценки в соответствии с деятельностным подходом является способность обучающихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Это не означает, что в текущем оценивании не должно быть заданий на проверку определений или воспроизведение изученных фактов. Однако для тематического контроля и промежуточной аттестации целесообразно подбирать задания, проверяющие умения использовать полученные знания в различных ситуациях, в том числе и в контексте реальных жизненных ситуаций. -Функцией оценки является контроль достижения предметных и метапредметных результатов. Поскольку оценивается деятельность, формирование которой определяется не столько содержанием, сколько использующимися педагогическими технологиями, то и коррекция на основании результатов оценки должна распространяться не на отбор содержания, а на совершенствование или отбор технологий обучения.Следующий подход – уровневый, который реализуется по отношению к содержанию оценки и по отношению к представлению и интерпретации результатов. -Уровневый подход к содержанию оценки – это, прежде всего, использование заданий разного уровня сложности, направленных на проверку одного и того же предметного результата (умения). Как правило, используют задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов – это фиксация уровней достижения обучающимися предметных результатов:  базового уровня (достижение минимальных требований ФГОС);  уровней выше базового (например: повышенный, высокий);  уровней ниже базового (например: низкий, недостаточный). Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми учащимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.Комплексный подход по отношению к содержанию оценки означает совместное оценивание трех групп результатов (предметных, метапредметных и личностных). Комплексный подход по отношению к оценочным процедурам включает три аспекта:  Использование комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки.  Использование для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.).  Использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.). Какой должна быть современная оценка? Мы повсеместно используем пятибалльную шкалу для фиксации результатов оценивания. Формируя собственную систему оценивания необходимо понимать достоинства и недостатки этой привычной шкалы. Достоинства: - единый формат представления текущих и итоговых оценок; -удобство в использовании для ранжирования обучающихся, т.е. определения его места среди других учащихся класса. Недостатки: -Малая информативность (предлагается только балл, без описания достижений или недостатков работы). -Грубость шкалы (только четыре балла — 2, 3, 4, 5). Как правило, эта шкала еще и неравномерная, выставляются достаточно жесткие требования на отметку «5», что соответствует малому интервалу. Но при этом довольно широкий диапазон для «тройки», что подчас негативно отражается на слабо мотивированных детях. -Метод «вычитания» (за «идеальную» работу ставится отметка «5», а каждая ошибка снижает отметку). -Активное использование фактора времени. Для каждой работы устанавливаются жесткие временные рамки и не различаются ситуации: «не смог» и «не успел». - Произвольность норм и критериев выставления той или иной отметки, их закрытость. Современная оценка:I. Оценивание является постоянным процессом. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке. Для учителя оценивание показывает:  Как идет процесс научения ВСЕХ и КАЖДОГО?  Достиг ли учитель стоящие перед ним цели? Порядок действий:  перевести цели в измеряемые учебные результаты;  определить необходимый для них уровень достижений;  отобрать и содержание, и техники оценивания;  выбрать и реализовать соответствующие методы обучения;  провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты. Есть два подхода: 1. Разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями.2. Сформировать смешанные группы, в каждую из которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы.Для ученика важным являются следующие аспекты:  Индивидуальное продвижение (насколько продвинулся в усвоении).  Общий уровень выполнения (по сравнению с установленными критериями).  Сильные и слабые стороны (самооценка). Главная цель– с помощью регулярной и постоянной обратной связи совершенствовать свое обучение, понимая критерии оценивания, вовлекаться в самооценивание и рефлексию. Оценивание обладает большим ресурсом влияния и регуляции учебного процесса. Формирующее оценивание стимулирует, мотивирует; прогнозирует развитие; направляет учебную деятельность и планирование; является доказательством прогресса учащихся.II. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают предметные результаты, соответствующие учебным целям. III. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Тем самым обеспечивается открытость для учащихся итоговых требований с начала изучения темы. IV. Оценка должна быть поощряющая (не наказывающая), фиксирующая сильные стороны (традиционно фиксируем ошибку), ориентирующая на успех, содействующая становлению самооценки (в условиях выбора уметь принимать решения и отвечать за них). То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько учителем (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.Заключение: Оценивание на уроках биологии при формировании естественнонаучной грамотности должно быть многообразным и направленным на развитие разносторонних навыков. Комбинирование различных видов оценивания позволяет охватить как теоретический материал, так и практические навыки, способствуя глубокому и всестороннему усвоению предмета.