Публикации Методические рекомендации

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации
Автор: Александра Дмитриевна Рябухина

Проект «Лесные жители» Младшая группа Составители проекта: воспитатели Гранина Н.М., Матвеева О.А. Тип проекта: творческо-информационныйУчастники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Продолжительность проекта: Вид: долгосрочныйАктуальность: На земле живут тысячи различных животных. Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно.В процессе наблюдений за детьми был замечен устойчивый интерес к животным – дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в наших лесах.Благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни диких животных в летний и зимний периоды, повадками животных в природе, получат научно-достоверные знания, обогатится их речь.Проблема: В ходе занятий с детьми было выявлено, что дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Не все дети владеют обобщающим понятием - дикие животныеТак же была выдвинута Гипотеза: «Некоторые животные живут в лесу в своих домиках, а некоторые спят». Цели проекта:• Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам;• Создавать в группе условия для расширения представления о животных;• Привлечь родителей к сотрудничеству (создание книжек-малышек). Задачи проекта:• Познание: формирование представлений о диких животных, расширение кругозора детей.• Коммуникация: активизировать словарь детей по теме, использовать обобщающее понятие.• Чтение художественной литературы: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством художественной литературы.• Художественное творчество: развитие эстетического восприятия образа животных и умения передавать увиденное в поделках, рисунках и аппликациях.• Музыка: формирование навыков более точного выполнения танцевальных движений, передающих характер животных.• Безопасность: знакомство с элементарными правилами поведения в лесу и с животными.• Физическая культура: накопление и обобщение двигательного опыта детей. Продукты проекта: макет «Животные леса в разное время года»; поделки, аппликации и рисунки диких животных; дидактические игры; папка-передвижка с информацией о диких животных Методы проекта: Тематические занятия с детьми, совместные дидактические и подвижные игры, беседы, творческая деятельность педагога с детьми и родителей с детьми (создание книжек – малышек).Формы работы:• Групповая;• Подгрупповая;• Индивидуальная.Предполагаемые результаты:• Дети познакомятся с дикими животными и их детенышами;• Дети узнают о жизни и деятельности диких животных в разные периоды;• Ребята овладеют навыками узнавания животных по описанию;• Дети будут бережно относиться к дикой природе;• Дети будут уверенно отличать диких животных от домашних и называть их. Этапы проекта:1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП• Выбор темы проекта;• Диагностика;• Постановка целей и задач;• Определение методов;• Подбор художественной литературы;Создание картотеки пальчиковых, дидактических и подвижных игр;• Взаимодействие с родителями детей;• Подбор наглядного материала.2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА) 1. Познание. Ознакомление с окружающим миром:Дидактические игры:«Кто в лесу живет»;«Дикие животные и их детёныши»;«Среда обитания»;«Кто, чем питается».2. Коммуникация:Беседа о животных.Рассматривание картин: «Лиса с лисятами»,«Медвежья семья», «Волчица с волчатами», «Зайцы» и т.д.Заучивание стихотворений и потешек.Отгадывание загадок.3.Ознакомление с художественной литературой:Русские народные сказки: «Колобок»;«Волк и семеро козлят»;«Теремок»;«Кот, петух и лиса»;«Лиса и дрозд»;«Лиса и волк»;«Медведь – липовая нога»;«Зимовье зверей» и т.д.Сказки по Сутееву: «Мешок яблок»;«Палочка выручалочка»;«Дядя Миша» и т.д.Сказки по Чуковскому«Краденое солнце»;«Путаница»;«Телефон;«Айболит» и т.д.Проза: «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; «Лиса Патрикеевна»; «Храбрый еж».4. Игровая деятельность:Дидактические игры: «Кто где живет?»; «Чей домик?», «Чья мама?», «Кто лишний?»«Собери картинку», «Чудесный мешочек».Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький..», «Лиса и зайцы», «Гуси лебеди».Театрализованные игры: «Колобок», «Теремок».5. Развитие элементарных математических представлений:Поможем Белке и Ежику собрать грибы и шишки.6. Художественно - продуктивная деятельность:Рисование: «Зайка»Лепка: «Запасы для ёжика»Аппликация: «Лиса Патрикеевна»Раскрашивание: раскраски для самых маленьких «Животные»Конструирование: «Теремок для зимовья зверей».7. Музыка:Прослушивание фонограмм, разучивание движений передающих характер животных.8. Работа с родителями:Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (создание книжек-малышек), разучивание стихотворений с детьми.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП• Создание макета;• Изготовление папки-передвижки;• Создание книжек-малышек;• Закрепление полученных знаний;• Презентация.РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА• Разработан и апробирован план НОД• Созданы необходимые условия для организации деятельности по теме проекта (подобраны настольные дидактические игры, наглядный материал, оформление зоны диких животных в экологическом уголке)• Создана картотека пальчиковых игр и загадок по теме «Дикие животные»• Уровень усвоения знаний о диких животных повысился. Многие дети стали использовать обобщающее понятие – дикие животные• У детей сформированы знания о жизнедеятельности диких животных в зимний период• Значительно обогатился словарный запас (дикие животные, лиса - лисенок, волк-волчица-волчонок и т.д., нора, логово, берлога, дупло и т.д.) Приложение 1Беседа с детьми 2 младшей группы«Дикие животные»Цель: учить детей выявлять их отличительные особенности животных (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие острые уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы); познакомить с некоторыми сведениями об условиях жизни, особенностях поведения (живут в лесу; заяц скачет, ест траву; лиса бегает, ловит мышей; медведь ходит, ищет ягоды, мед).Ход беседы:Воспитатель вывешивает картину, говорит, что в лесу, который на ней изображен, живет много разных животных. Некоторые из них сегодня пришли к ребятам в гости. Показывает мишку, спрашивает, кто это. Предлагает хорошо рассмотреть мишку, сказать, какой он, назвать части тела. Акцентирует внимание детей на характерных особенностях медведя. Рассказывает, что мишка пришел не один, а со своим братом (появляется второй медведь), звери ходили по лесу вместе, искали мед и малину, которые они очень любят, но ничего не нашли и попали в гости к ребятам.Затем воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение о медведе с движениями.Мишка косолапый по лесу идет,Шишки собирает, песенки поет.Шишка отскочила прямо мишке в лоб.Мишка рассердился и ногою «топ».(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)Далее воспитатель загадывает загадку:«По лесочку прыг-прыг. По травке тык-тык» — и предлагает малышам отгадать, кто еще к ним пришел. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Педагог дает нужные пояснения, затем предлагает угостить зайчика морковкой (зайца сажают за стол). Воспитатель сообщает, что к малышам пришел еще один гость — лисичка. Дети рассматривают игрушку. Педагог предлагает усадить лисичку за стол и угостить медом, морковкой, но лиса отказывается — она это не ест. Приложение 2Стихи о диких животныхМедведьПо завалам, по оврагамХодит он хозяйским шагом.Любит мишка сладкий мёдДа малину с веток рвёт.МедведьНа колоде у болотаШил медведь медвежьи боты.Любовался ботами —Хорошо сработаны!Мехом оторочены,Пятки скособочены.Ходят медвежатки,Косо ставят пятки.ЗаяцПрокатился шум лесной —Под кустом притих косой.Уши длинные прижал,Долго эхо провожал.ЛисаЗнает лисонька-лиса:В шубе вся её краса.Шубы нет в лесу рыжей,Зверя нет в лесу хитрей.ВолкДень и ночь по лесу рыщет,День и ночь добычу ищет.Ходит-бродит волк молчком,Уши серые — торчком.Про мышкуГде-то в поле за рекойМышь живет со всей семьей.Любит в гости приглашать,Пирожками угощать.Вот однажды к ней в берлогуПостучался крот знакомый.Говорит: «Сгорел мой дом.»Просит: «Приголубь, укрой.»Мышка добрая была,Друга жить к себе взяла.Год живут уже ониОт весны и до зимы.Лягушка,,Ква-ква-ква” поет лягушка,И почесывает брюшко,На листочке ей уютно,Можно петь почти все утро.Все в пруду лягушку знают,Всем она надоедает,Но лягушке все равно,