Публикации
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных качеств»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных качеств»
Автор: Анна Александровна Боровенская
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных качеств»
Автор: Анна Александровна Боровенская
«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных качеств»Подготовила: Боровенская Анна Александровна, воспитатель. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, доступные пониманию ребенка - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Проводя наблюдение за детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь сверстнику в трудной ситуации. Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки близки мышлению ребенка, его представлению. Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.Для достижения поставленной цели я составила план работы с детьми:- подбор художественной литературы (сказок), соответствующих возрасту детей;-разработка конспектов НОД с детьми;- чтение русских народных сказок и работа над такими нравственными понятиями, как: « добро и зло»; анализ и обсуждение сказок;-проведение викторины « В гостях у сказки»;- проведение игр - драматизаций по сказкам (« Заюшкина избушка »);- проведение дидактических игр по русским народным сказкам;- проведение выставки детских работ по русским народным сказкам( рисунки « Мой любимый сказочный герой», « Моя любимая русская народная сказка » и д.р. ). Свою работу я начала с подбора сказок, соответствующих возрасту детей. В группе создан книжный уголок, уголок ряженья, в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры. Я собрала большую библиотеку русских народных сказок по этому возрасту с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Использовала метод – чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. При чтении сказок старалась акцентировать внимание детей на таких нравственных понятиях, как : добро и зло, лень и трудолюбие, хвастовство и скромность, жадность и щедрость и д.р. ( сказки « Лиса и кувшин», « Сивка – бурка », « Крылатый, мохнатый и масляный», «Заяц -хваста », « Царевна – лягушка» и многие другие.) Дети не просто отвечали на вопросы воспитателя, а глубоко анализировали, обсуждали сказку, давали оценку поступкам главных героев: поступил не просто хорошо/ плохо, а старались давать более развернутый ответ на вопрос: Что заставило его поступить так, а не иначе? Как бы ты поступил на месте главного героя сказки? Вопросы такого рода учат ребят рассуждать, мыслить, развивают воображение, фантазию. Также проводила с детьми викторины по сказкам: « В гостях у сказки », « Мои любимые русские народные сказки » и т.д., которые были направлены на закрепление знаний детей о русских народных сказках. Игры - драматизации (например « Заюшкина избушка») и многие другие всевозможные театральные постановки способствуют развитию творческих способностей детей дошкольного возраста: играя ту или иную роль, ребята проявляют артистизм, у них развивается поистине «актерские таланты», речь становится красочной, выразительной. « Работая на публику», они стараются преодолеть страх, ведут себя более раскованно, уверенно. Также на своих занятиях по развитию речи при работе со сказками использовала дидактические игры: « Отгадай сказку», « Из какой я сказки? » (на определение сказочного героя), « Собери сказку »(пазлы), « Один начинает – другой продолжает » и т.д.) Такие игры способствуют развитию памяти, мышления, внимания, речи. Я недаром выбрала именно данного рода игры, так как именно память и мышление в недостаточной степени развиты у большинства детей нашей группы. Развитию фантазии, воображения способствует проведение совместных выставок детей с родителями (конкурс рисунков порусским народным сказкам)Работа по предметно - пространственной развивающей среде:1.Пополнение библиотеки русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.2. Внесение в уголок ряженья масок, костюмов для самостоятельной игры3.Пополнение театрального уголка кукольными, настольными театрами.План работы с родителями:-пополнение книжного уголка новыми книгами со сказками;-проведение консультаций: « Сказка как средство нравственного воспитания ребенка », « Как и для чего, читать детям сказки? »,« Роль семьи в нравственном воспитании ребенка »и д.р.;- проведение совместной выставки рисунков детей и родителей« Моя любимая русская народная сказка»;- проведение этических бесед « Добрые дела нашей семьи »,« Традиции нашей семьи», « Любимый театр нашей семьи »- презентация « Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»Результаты:Я считаю, что поставленные мною задачи были реализованы:- у детей сформировалось представление о добре, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев русских народных сказок;- у ребят повысился интерес к чтению художественной литературы;- они научились анализировать сказки, давать более развернутую характеристику поступкам и характерам главных героев;- дети стали вести себя более раскованно, уверенно в процессе участия в играх - драматизациях, театральных постановках.- ребята научились понимать смысл сказок, давать оценку нравственным качествам героев;-произошло взаимопонимание благодаря совместной работе детей и родителей (участие в совместных выставках: рисование иллюстраций к сказкам)