Публикации «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных качеств»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных качеств»
Автор: Анна Александровна Боровенская

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных качеств»Подготовила: Боровенская Анна Александровна, воспитатель.       Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально  ценным  во  всех сферах   его общественной  и  личной жизни.      Старший   дошкольный   возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, доступные пониманию ребенка  - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.      В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг  к  другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Проводя   наблюдение за   детьми,   я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание  делиться  игрушками, помочь  сверстнику в трудной ситуации.      Для  решения  данной  проблемы  выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки   близки   мышлению   ребенка,  его  представлению.       Исходя  из  всего этого,  поставила перед собой  следующую цель.Цель:  изучение   влияния   русских народных сказок на развитие нравственных  качеств  детей  старшего дошкольного возраста.Для достижения поставленной цели я составила    план    работы  с  детьми:- подбор художественной литературы (сказок), соответствующих возрасту детей;-разработка конспектов НОД с детьми;- чтение   русских  народных   сказок   и   работа   над   такими   нравственными   понятиями, как: « добро  и  зло»;  анализ   и   обсуждение сказок;-проведение  викторины  «  В  гостях   у  сказки»;- проведение   игр -  драматизаций   по  сказкам (« Заюшкина  избушка »);- проведение  дидактических   игр   по   русским   народным  сказкам;- проведение   выставки   детских   работ  по  русским  народным  сказкам(  рисунки «  Мой  любимый  сказочный  герой», «  Моя  любимая   русская  народная   сказка » и  д.р. ).     Свою  работу  я  начала  с  подбора  сказок,  соответствующих возрасту детей.  В   группе  создан   книжный   уголок, уголок   ряженья, в   котором  имеются  маски   и    костюмы   для   самостоятельной   игры.         Я собрала  большую библиотеку русских народных сказок по этому  возрасту  с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Использовала  метод –  чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно,  меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки.       При   чтении   сказок  старалась   акцентировать  внимание  детей  на  таких   нравственных  понятиях,  как :  добро  и  зло, лень  и   трудолюбие,  хвастовство  и  скромность,  жадность  и  щедрость  и  д.р. ( сказки « Лиса и  кувшин», «  Сивка – бурка », « Крылатый,  мохнатый  и  масляный», «Заяц -хваста », « Царевна – лягушка»  и  многие  другие.) Дети   не  просто  отвечали  на   вопросы   воспитателя,  а  глубоко  анализировали,  обсуждали  сказку,  давали  оценку  поступкам  главных  героев:  поступил  не   просто  хорошо/ плохо, а  старались  давать  более  развернутый  ответ  на  вопрос:  Что  заставило  его  поступить  так,  а  не  иначе?  Как  бы  ты  поступил  на  месте  главного  героя  сказки?  Вопросы   такого   рода   учат  ребят   рассуждать,  мыслить,  развивают  воображение,  фантазию.       Также   проводила  с  детьми   викторины  по  сказкам:  «  В  гостях  у  сказки », « Мои  любимые   русские   народные   сказки »  и  т.д.,  которые  были  направлены  на  закрепление  знаний  детей  о  русских  народных  сказках.        Игры  -  драматизации  (например « Заюшкина  избушка»)  и  многие  другие  всевозможные   театральные   постановки   способствуют  развитию  творческих  способностей   детей  дошкольного  возраста:  играя   ту  или  иную  роль,   ребята   проявляют   артистизм, у  них   развивается  поистине  «актерские  таланты», речь   становится  красочной,  выразительной. « Работая  на  публику», они  стараются   преодолеть  страх, ведут  себя  более  раскованно,  уверенно.       Также   на   своих   занятиях   по  развитию  речи   при  работе  со  сказками   использовала   дидактические   игры: « Отгадай   сказку», « Из какой  я  сказки? » (на   определение  сказочного  героя), « Собери   сказку »(пазлы), « Один  начинает – другой   продолжает » и т.д.)  Такие   игры  способствуют   развитию   памяти,  мышления,  внимания, речи.  Я  недаром   выбрала   именно  данного   рода   игры,   так   как   именно   память  и   мышление   в  недостаточной   степени   развиты   у  большинства  детей  нашей   группы.         Развитию   фантазии, воображения  способствует   проведение  совместных   выставок    детей  с   родителями (конкурс   рисунков   порусским  народным   сказкам)Работа по предметно -  пространственной   развивающей среде:1.Пополнение  библиотеки  русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.2. Внесение в  уголок  ряженья  масок, костюмов  для самостоятельной игры3.Пополнение  театрального  уголка  кукольными, настольными  театрами.План   работы  с   родителями:-пополнение  книжного  уголка  новыми   книгами   со  сказками;-проведение   консультаций: «  Сказка  как  средство  нравственного  воспитания  ребенка », « Как  и  для  чего, читать  детям  сказки? »,« Роль  семьи  в  нравственном  воспитании  ребенка »и д.р.;- проведение  совместной   выставки  рисунков  детей  и  родителей« Моя  любимая  русская  народная  сказка»;- проведение  этических  бесед « Добрые  дела  нашей  семьи »,« Традиции  нашей  семьи», « Любимый  театр   нашей  семьи »- презентация «  Русская   народная  сказка   как  средство  нравственного  воспитания  детей  старшего   дошкольного   возраста»Результаты:Я  считаю,  что  поставленные  мною  задачи  были   реализованы:- у  детей  сформировалось  представление о добре, как  важном нравственном качестве  человека, через поступки героев русских народных сказок;- у  ребят  повысился  интерес  к  чтению  художественной  литературы;- они  научились  анализировать  сказки, давать  более  развернутую  характеристику   поступкам   и  характерам   главных  героев;- дети   стали   вести   себя   более   раскованно, уверенно  в   процессе   участия  в  играх -  драматизациях,  театральных   постановках.- ребята   научились   понимать  смысл  сказок,  давать  оценку  нравственным  качествам   героев;-произошло  взаимопонимание   благодаря   совместной   работе детей  и  родителей (участие  в  совместных  выставках: рисование  иллюстраций  к  сказкам)