Публикации
Отчет учителя - логопеда за учебный год
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отчет учителя - логопеда за учебный год
Автор: Жмудь Светлана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отчет учителя - логопеда за учебный год
Автор: Жмудь Светлана Николаевна
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации. Работа велась по основным направлениям деятельности учителя-логопеда, согласно годовому плану организационно-методической коррекционно-развивающей работы на 2022-2023 учебный год.Работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:1. Диагностическое направление работыВ рамках этого направления проводилось первичное и углубленное обследование детей, поступивших в первый класс и учащихся школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенности речевого развития, причины недоразвития речи, определялись коррекционные методики воспитания, обучения и социализации учеников с ОВЗ.Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (со 2 по 15 сентября 2022 года). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).В течение учебного года проводилась диагностика состояния речи учащихся, по запросу учителей и администрации школы (обучающиеся, которым было рекомендовано пройти ПМПК). Результаты обследования учащихся первых классов.Со 02.09.2022 по 15.09.2022 года было проведено логопедическое обследование учащихся, поступивших в 1 классы, с целью выявления детей с речевой патологией. Обследование проводилось по тестовой методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался диагностический альбом для логопеда О.Б. Иншаковой.Было обследовано 59 ребенка в возрасте 6-8 лет, зачисленных в 1 классы. По итогам обследования выявлено, что состояние речи детей (69%) в пределах возрастной нормы или имеются незначительные нарушения (искажение звука Р, например), которые не будут влиять на усвоение программного материала. У учащихся (31%) выявлены нарушения устной речи разной степени тяжести: лексико-грамматический строй языка, связная речь и фонетико-фонематическая сторона речи сформированы недостаточно. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении грамматически правильно оформить предложение, последовательно пересказать содержание текста, в затруднении анализа и синтеза слов, нарушении звукопроизношения (смешение, замена, искажение звуков). Все это может стать серьезным препятствием в овладении грамотой на начальном этапе обучения, а на более поздних этапах обучения – в усвоении грамматики русского языка и усвоения программного материала в целом. Сведения о наличии детей с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи в 1 классах .В логопедический кабинет в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Первоклассники, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения в домашних условиях.Большинство детей с нарушениями речи, которые поступили в 1 класс 01.09.2022 года, слабо подготовлены к обучению в школе. У них на момент обследования наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда точно понимали инструкцию учителя-логопеда, мелкая моторика руки недостаточно развита, мотивация учения крайне низкая. Дети не умели обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могли контролировать свою речь, были некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Первоклассники с нарушениями речи испытывали затруднения и при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания некоторых детей были нелогичны и непоследовательны. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к однословным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу-психологу школы, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники.С 9 по 16 сентября 2022 года проводилось обследование устной и письменной речи детей с ОВЗ 2-9 классов, которые посещали логопедический кабинет в 2021-2022 учебном году и были оставлены для продолжения коррекционной работы в 2022-2023 учебном году.В письменной речи учащихся 2-9 классов, имеющих ОВЗ, были выявлены многочисленные ошибки как специфического, так и дизорфографического характера: - опора на неправильное проговаривание, - замены букв, соответствующие фонетически близким звукам, - искаженное воспроизведение букв на письме, - замены и смешения графически сходных букв, - неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, - ошибки на пройденные в классе орфограммы.В 2022-2023 учебном году логопедические занятия посещали 12 учащихся 2-9 классов с ОВЗ. Зачисление производилось по рекомендации ПМПК. Так же занятия проводились с детьми с 1В класса, которым необходима была логопедическая помощь.На конец учебного года (май 2023г) была проведена итоговая диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и для коррекции планов работы на следующий учебный год. По итогам диагностики 9 учащихся с ОВЗ (75%), посещавших логопедические занятия, показали положительную динамику, стабильная динамика выявлена у 3 учащихся (25%).2. Коррекционно-развивающее направлениеВ содержание данного направления входят следующие аспекты: - выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организация и проведение индивидуальных занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей. В рамках этого направления работы реализовывались коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же осуществлялось оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ. По результатам логопедического обследования и рекомендациям ПМПК на логопедические занятия были зачислены 12 учащихся с ОВЗ. Со всеми зачисленными учащимися с ОВЗ проводились индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия проводились в соответствии разработанной индивидуальной программы логопедического сопровождения на каждого обучающегося с ОВЗ и утвержденного расписания занятий в логопедическом кабинете.Основные направления коррекционной работы:✓ создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);✓ развитие речеслухового внимания;✓ развитие фонематического слуха;✓ подготовка к анализу и анализ звукового состава слова (формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова);✓ развитие слоговой структуры слова;✓ расширение пассивного и активного номинативного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой (уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);✓ развитие грамматического строя речи (уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций);✓ развитие фразовой и связной речи✓ развитие коммуникативных умений и навыков:- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние действия; - подчинять свои действия инструкциям учителя-логопеда; - умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; - умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией.✓ развитие общей и мелкой моторики;✓ развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивость и переключаемость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, навыки и приемы самоконтроля, развитие познавательной активности).3. Организационно-методическое направление работыВ рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности: - разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ; - оказание помощи учителям в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям; - ведение документации. На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: - годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы, - речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, - рабочие программы индивидуального логопедического сопровождения учащихся, - расписание занятий на I и II полугодие, - паспорт логопедического кабинета, - журнал учёта посещаемости логопедических занятий, - годовой отчет о результатах коррекционного обучения, - систематизирован иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОВЗ: для индивидуальных занятий по темам «Растения», «Животные», «Автоматизация звуков», для занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речиУчитель-логопед - принимал участие в школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов, педсоветах, - пополнял логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, - изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) в общеобразовательной организации, 4. Консультативно-просветительское направление работыВ рамках этого направления в течение учебного года проводилось: - индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы.Индивидуальное консультирование родителей проводилось по вопросам:- формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,- онтогенеза устной и письменной речи,- проявлений нарушений устной и письменной речи - подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей в домашних условиях; Консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам:Логопедические приемы на разных учебных предметах5. Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей с ОВЗ стойких речевых нарушений и создании условий для их полноценного речевого развития.Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процессаС учителями начальных классов:Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы (в течение года). В течение года велась консультативная работа для учителей школы (по запросам учителей).С педагогом-психологом:Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации для ПМПК;Знакомилась с результатами обследования педагога-психолога по готовности первоклассников к школьному обучению;Знакомила педагога-психолога школы с результатами логопедического обследования первоклассников.С родителями:Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;С администрацией:Принимала участие в заседаниях педагогического совета и методического объединения учителей начальных классов согласно плану работы школы, где сообщала о результатах логопедического обследования учеников школы, о зачислении на логопедические занятия, о результативности занятий.Проводила мастер - класс на на методическом семинаре «Организация обучения детей с ОВЗ и детей – инвалидов в школе» на тему «Логосказки в коррекционной работе с детьми ОВЗ», на районном пед.семинаре «Ярмарка пед.идей» провела мастер-класс «Логопедические приемы на уроках русского языка», выступила на Республиканском научно- методическом семинаре « Функциональная грамотность. Развиваем в школе» на тему «Логопедическая работа, направленная на формирование читательской грамотности»В течение учебного года на базе сайта онлайн- школы «Мама знайка» прослушала вебинар «Как научить младших школьников быстро читать, запоминать, и пересказывать тексты», « Логопедический массаж», «особенности работы над речевым дыханием у детей с нарушением речи»Некоторые трудности в работе:Речевые нарушения у большинства учащихся с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер. Этот факт является причиной невысокой динамики развития грамматического строя и связной речи, с такой категорией детей требуется длительная коррекционная работа. Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/. Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия. Адаптированную программу усвоили все (100%) учащиеся, посещавшие логопедические занятияЗапланированную работу на 2022 - 2023 учебный год считаю выполненной в полном объеме Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моментыПоложительными моментами в работе считаю следующее:1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.2. Положительный настрой учащихся на проведение логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе учителя-логопеда.3. Наличие развивающих пособий и моноблока в кабинете.4. Положительная динамика развития устной и письменной речи у большинства учащихся. 5. Активное взаимодействие всех членов образовательного процесса.Отрицательными моментами считаю:1. Площадь кабинета не позволяет заниматься с группой учащихся (3-5 учащихся), проводить полноценные физминутки и логоритмику, поэтому учитель-логопед планировал только индивидуальные занятия .2. Логопедический кабинет находится далеко от начальной школы, что создает определенные трудности (детям с ОВЗ в сопровождении учителя-логопеда или родителей приходится долго добираться до кабинета и обратно до ученого класса)3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы дети ежедневно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, регулярно посещали занятия в соответствие с расписанием. Но из-за болезни, пропусков занятий, по другим причинам, даже уважительным, возможна неустойчивая динамика коррекционного логопедического воздействия, незначительная динамика речевого развития, откат к прежним ошибкам.4. Так как количество детей с ОВЗ в школе с каждым годом увеличивается, а ставка учителя-логопеда одна, то у учителя-логопеда не остается времени для оказания логопедической помощи учащимся 1-х классов с первичным речевым нарушением устной речи. В дальнейшем это может привести к вторичным речевым нарушениям у данной категории детей (стойким специфическим ошибкам в письменных работах учащихся) и отрицательно повлиять на усвоение программы по всем предметам.Задачи на 2023 - 2024 учебный год Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы Коррекция устной и письменной речи учащихся Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы, детского сада «Солнышко» Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся-логопатов. Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ в очном и онлайнформате. Учитель-логопед Жмудь С.Н.22.06.23