Публикации Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ (методическое пособие для педагогов)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ (методическое пособие для педагогов)
Автор: Надежда Викторовна Крючкова Мария Сергеевна Пьяных

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗМетодическое пособие для педагогов   «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»                      В.А. СухомлинскийУчёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП.Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.Нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.У детей с ДЦП отмечается:1.   Нарушение координации движения глаз и рук.2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.4.    Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.6.  Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.7.   У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью. Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.Что такое мелкая моторика?Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.На ладони и стопе находится около 1000 важнейших, биологических активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массируя мизинцы – можно активизировать работу сердца, безымянный – печень, указательный – желудок, большой – голова, средний – кишечник.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, такая кропотливая работа - дело не одного дня.Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными и выполняются детками активнее. Для лёгкости запоминания упражнения можно его придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.Методические рекомендацииОсновные принципы построения коррекционной работы с детьми
  • Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
  • Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
  • Ежедневность (регулярность).
  • Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
  • Комфортный для ребёнка темп выполнения.
  • Взаимодействие со всеми специалистами.
  • Методика проведения работы по развитию мелкой моторики
  • Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
  • Организация работы
  • Длительность.
  • Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
  • Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
  • Многократное повторение.
  • Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
  • Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
  • Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .
  • Ребёнку всегда предлагается инструкция.
  • Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .
  • Обязательно поощряйте детей.
  • Игрушки для развития мелкой моторики
  • Различные пирамидки, матрёшки. Помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивает тактильную чувствительность.
  • Кубики. При помощи них можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки. Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитие внимания и логики.
  • Рамки и вкладыши.
  • Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
  • Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
  • Кубы – сортёры. Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
  • Доски Сегена. Это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.
  • Средства развития мелкой моторики
  • Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
  • Тренажёры для развития мелкой моторики.
  • Упражнения с мячиками, шариками.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с пластилином, тестом, глиной.
  • Рисование, раскрашивание.
  • Аппликация
  • Игры с бумагой.
  • Игры с конструктором, мозаикой.
  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж.
  • Игры с крупами.
  • Шнуровки.
  • Игры со счётными палочками, спичками.
  • Игры с песком и водой.
  • Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.
  • Игры с резинками, лентами.
  • Штриховка.
  • Куклотерапия.
  • Пальчиковый театр.
  • Игры с прищепками.
  • Ниткография (ниткопись)
  • Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.Можно выделить три комплекса упражнений самомассажа:
  • Самомассаж тыльной стороны.
  • Самомассаж ладони.
  • Самомассаж пальцев рук.
  • Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Можно сказать ребёнку: «Мы немножко погреем руки». Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко, массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка).Можно выполнять массаж со следующими материалами:- зубной щёткой,- массажной расчёской,-с карандашом, фломастером,- пособие «мякиш»,- различные мячики, шарики,- с грецким орехом.