Публикации Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ
Автор: Надежда Викторовна Крючкова Мария Сергеевна Пьяных

Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ Развитие социальной уверенности у младших школьников  с ОВЗ представляется сегодня во время стрессов, депрессий одной из самых актуальных задач, так как в этом возрасте формируется фундамент не только физического, но и психического здоровья. От того, как ребенок этого возраста пройдет социализацию, зависит вся его взрослая жизнь. Понятие социальная уверенность включает в себя такие понятия  как доверие к себе, вера в себя, самоутверждение, социальные навыки, способность к творчеству. Социальная уверенность обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, адекватное восприятие собственных успехов и неудач. Социальная уверенность – это осознанный способ гармоничного взаимодействия с самим собой, с людьми, окружающим миром. Дошкольный возраст и младший школьный возраст – это время активного познания окружающего мира, человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребенка. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Ребенок с задержкой в развитии на этом этапе остро нуждается в помощи педагогов. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения, нарушения в эмоциональной сфере. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Чувство собственной значимости является очень важным для ребенка. Социально неуверенные дети склонны чуть ли не в каждом деле находить препятствие, реагируя на них неадекватным поведением.   Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость,  аутичность, то есть как гипоактивность. Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка.На вербальном уровне:- речь очень тихая,  невнятная, с длинными паузами, или, наоборот, громкая, сбивчивая, быстрая;- рассказывают очень мало или вообще ничего;- зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.На невербальном уровне:- пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимание;- часто плаксивы и апатичны;- мимика лица или вялая, или выражает противоречивые эмоции, часто смущенная улыбка;- не могут устанавливать контакты взглядом, не смотрят на партнеров, отводят глаза.На уровне социальных контактов:- неприсоединение к группе играющих детей;- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;- неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, при необходимости сказать «нет». Социально неуверенное поведение связанно с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума. В качестве некоторых основных причин социальной неуверенности у детей можно выделить следующее:- неблагополучная семейная обстановка;- экономическое неблагополучие семьи;- низкий уровень эмоционально – волевой сферы;-  повышенное внимание ребенку;- негативное или излишне строгое, требовательное отношение взрослого к ребенку. Для социализации дошкольника и младшего школьника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей, детей, природы, общественной жизни. Игра воссоздает межличностные отношения между людьми, роль человека в социуме.  Игра - универсальное средство профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка.  Наиболее эффективными  являются следующие виды игр: игры - подражания, имитации, перевоплощения, инсценировки, этюды, сюжетные, ролевые, подвижные, игры с правилами. В особых игровых условиях дети моделируют отношения в наглядно – действенной форме, начинают лучше в них ориентироваться. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между ребенком и его сверстниками: ребенок приобретает позитивный опыт совместных действий. Играя, ребенок поэтапно осваивает новые способы поведения  в проблемных ситуациях, усваивает их. Позитивный процесс изменения ребенка в игре не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребенку, выражает искреннею веру в  его возможности, создает атмосферу взаимопонимания, любви.