Публикации Поступление в школу

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Поступление в школу
Автор: татьяна Славельевна Никулина

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Каслинскаая средняя общеобразовательная школа №24»Учитель начальных классов: Никулина Татьяна Славельевна, высшая категорияПоступление в школу – переломный момент( «От занятия в детском саду к уроку в школе».) Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? Здесь большую помощь может оказать связь детского сада и школы. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность. Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным становятся послушание и успехи в учёбе. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребёнку продвигаться своим темпом. Несомненно, переход от занятия в детском саду к уроку в школе изменяет социальную позицию ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения, где источником развития и утверждения личности выступают межиндивидные отношения. Развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы: адаптацию,т. усвоение норм и способов поведения в условиях взаимодействия детей друг с другом; индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей, интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления обозначить своими действиями собственную личность. Обучение становится личностным только тогда, когда ученики пытаются вырабатывать собственные мысли в предлагаемых им заданиям, которые они дополняют, изменяют и т.д. Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию детей. Применительно к учебной деятельности существует три вида личностных действий: самоопределение( развитие способности стремиться к чему-то), смыслообразование (какой смысл для меня это имеет), нравственно-этическая ориентация (оценивать образовательный процесс. Сравнивая урок в школе и занятие в ДОУ, можно выделить следующие признаки сходства:
  • Одна и та же сущность: управление познавательной деятельностью детей, вооружение их знаниями и умениями и одновременное всестороннее воспитание. Обучение в школе и в ДОУ ведётся по программам.
  • Чёткая и строгая организация: всегда одно и то же время, чёткое расписание , обязательность обучения для каждого ребёнка, коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом.
  • Наряду с таким сходством, школьное обучение имеет свои особенности: Различия в обучении в школе и в ДОУ диктуются возрастными особенностями детей. Эти различия необходимо учитывать в работе. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа « не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка. Одним из главных факторов успешности вхождения дошкольника в новую для него социальную среду является педагогический коллектив, деятельность которого должна исключить возможность сравнения с любым другим коллективом, так как речь идёт о подготовке подрастающего поколения к жизни.