Публикации «Поддержка детской инициативы как условие социально – коммуникативного развития дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Поддержка детской инициативы как условие социально – коммуникативного развития дошкольников»
Автор: Лукьянова Юлия Алексеевна

Тема: «Поддержка детской инициативы как условие социально – коммуникативного развития дошкольников»Подготовила:Лукьянова Юлия Алексеевна, заместитель заведующего по ВОР, МАДОУ детский сад №17 г. Балаково Саратовская область Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума. Дошкольный возраст характеризуется интенсивностью игр как ведущей деятельности ребенка. Именно в ней ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Игры у детей проходят довольно долгий путь развития: от предметноманипулятивных до сюжетно-ролевых с правилами и символических игр.Уже в 3-4 года ребенок спрашивает: «Что это?», «Зачем?», а позже и «Почему?». Стойкий интерес к знаниям возникает лишь к старшему дошкольному возрасту, в котором очень важна оценка результатов деятельности ребенка со стороны взрослых.В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка-общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников.Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников, значит, что она также наступает и средством обучения самостоятельности. В новом обществе появляется и новый формат игр, которые не просто доставляют удовольствие, но и заставляют думать, позволяют провести эксперимент, опыт, проверить свои догадки, сделать вывод, дают научные знания об окружающем мире. Такие игры способствуют развитию любознательности, пытливости ума, позволяют самоутвердиться, воспитывают лидерские качества, развивают мышление, самостоятельность, интерес. В.А.Сухомлинский отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда она живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества».Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами это дидактические, познавательные и подвижные игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. В этих играх каждый ребенок может самостоятельно выбирать и менять роли, делая открытия, работать в парах, тройках, развивать речь и мышление. Именно в игре дети учатся договариваться, делиться, дружить, получая социальные навыки. Наш детский сад работает по основной образовательной программе. Программа охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное развитие, в которых отражены цели и задачи поддержки детской инициативы.Дети свою инициативу проявляют во всех видах деятельности: общении, игре, экспериментировании, предметной деятельности. Самостоятельно инициируют игровые ситуации, творчески развивают игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможности детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Но как показывает практика, современные дети разучились играть в дидактические и ролевые игры, воображать и строить образы просто потому, что этому их не научили. Они даже стесняются играть. Например, назначается капитан на корабль. Ему дается команда: «Управляй штурвалом, капитан». И вот тут начинается заминка. Выбранный капитан стесняется, начинает улыбаться, стыдливо прикрывая ладонью рот. Он крутит головой по сторонам, чтобы кто-то подсказал и помог, что делать с воображаемым штурвалом. Сам он не умеет. Другой ребенок, назначенный капитаном, более самостоятелен, он смотрит на педагога, повторяет его действия, но тоже смущается, зажат. Казалось бы, что свободная сюжетно-ролевая игра должна быть самой привлекательной деятельностью, и ребенок должен чувствовать себя в ней очень уверенно. Но на практике мы видим, что дети в игре зажаты и иногда не чувствуют свободы, у них не хватает смелости выразить свои мысли словами и действиями в какой-то определенной условной ситуации. Значит, взрослые мало играют с дошкольниками в сюжетные игры. Современные дети, отягощенные электронными играми и всевозможными гаджетами, совсем разучились самостоятельно выбирать роль в игре и исполнять ее.А ведь любая играэто развитие воображения и образного мышления. В игре, принимая на себя роли, ребенок проникается чувствами и эмоциями, может оценить поступки, сопереживать и ориентироваться в отношениях людей. Ее бесспорно можно назвать подготовительным этапом к взрослой и самостоятельной жизни. Поэтому задача взрослых помочь детям дошкольного возраста овладеть игровыми умениями.Как же проявляется детская инициатива детей в игровой деятельности? Любое общение мы строим на поисковых вопросах и ответах детей, но всегда есть стеснительные дети, которые не любят отвечать, и гиперактивные, которые торопятся отвечать, не дослушав до конца, перебивая других, не давая им возможности отвечать.В образовательной ситуации «Мы в Космосе», воспитатели рассказывали о Солнечной системе и о планетах, о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о разных космических профессиях.Стеснительный Ваня стал интересовать профессией «Космический полицейский». Могли бы сказать, что нет такой профессии, но воспитатель решила поддержать детскую инициативу и начала обсуждение о роли космического полицейского в солнечной системе. В процессе игровой деятельности Ваня стал более раскрепощенным, активным, общительным. Никита принес в группу динозавров. Дети окружили его, рассматривали его динозавров, рассказывали о своих динозаврах. На следующий день многие мальчишки принесли тоже динозавров. Тогда Никита сказал, что динозавров стало так много можно построить для них зоопарк. Дети стали строить клетки для динозавров.В группе дети увидели, что стена освещена солнцем и на ней видны тени. Дети стали играть с тенями делать статистические упражнения из пальчиков (заяц, собака). Поддержав инициативу детей, разыграли совместно игровую ситуацию «Тени на стене», где дети приняли активное участие. Далее с детьми показали теневой театр по русской народной сказке «Теремок». Дети сами выбрали сказку, сами выбрали персонажей.Создание различных ситуаций в игровой деятельности дошкольников способствует проявлению самостоятельности. Этому помогает созданная в ДОУ предметно-игровая среда, где каждый ребенок находит себе дело, может проявить себя при помощи сюжетно-ролевых игр.Развивающая предметно-пространственная среда разнообразная по своему содержанию. (содержательная, насыщенная, трансформируемая, доступная). Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей.Игра-пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создаёт замысел и реализует его.В результате правильно построенной работе с детьми, мы заметили, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Как говорил В.А.Сухомлинский «без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…игра-как искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В играх ребенок наблюдает, анализирует, обобщает, сопоставляет, игры развивают смекалку, сообразительность память, внимание, в играх дети учатся делать суждения и умозаключения, учатся терпению и выдержке. Значит, игра в жизни дошкольника-самая главная ступенька, с которой начинается формирование самостоятельности и инициативности.В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».