Публикации Формирование читательской грамотности у младших школьников как возможность реализации учебных и жизненных задач

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности у младших школьников как возможность реализации учебных и жизненных задач
Автор: Шигапова Лейсан Мансуровна

Тема: Формирование читательской грамотности у младших школьников как возможность реализации учебных и жизненных задач. Основа функциональной грамотности закладывается в начальной школе. Самая основная компетенция это чтение, осознанно чтение детьми. Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны. Важным требованием Современный обучающийся должен быть функционально грамотным, чтобы применять полученные знания и умения в жизни. Новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Это становится основой для развития читательских умений. Функционально грамотная личность – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Младший школьник – это человек, который вступил на такой этап своей жизни, когда нужно решать не только учебные, но жизненные задачи. Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;-возможность решать различные учебные и жизненные задачи;-способность строить социальные отношения ;-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее. Педагог в начальной школе должен увидеть в обучающихся, личность, готовую дальше овладевать компетенциями, которые будут нужны ему для получения профессии и для взаимодействия с изменяющимся окружающим миром. Для достижения поставленных целей используем следующие педагогические технологии:-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;-технология формирования типа правильной читательской деятельности;-технология проектной деятельности;-обучение на основе «учебных ситуаций»;-уровневая дифференциация обучения;-информационные и коммуникационные технологии;-технология оценивания учебных достижений учащихся и другие. Читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает:• совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения;• способность извлекать необходимую . Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Начинать работу по формированию у обучающихся читательской грамотности нужно с 1-го класса.В 1 классе – обучаем детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. Во 2-ом классе обучающиеся начинают в полной мере работать с текстом:- смысловое чтение текста;- владение пересказом разного вида;- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста ;- выделение опорных слов, характеристика героев и их поступков. В работе над формированием функциональной грамотности я использую учебно – методический комплект Ольги Крыловой «Чтение. Работа с текстом» . Данное пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы. «Чтение. Работа с текстом» направлены на работу над предметными результатами, на формирование функциональной грамотности младших школьников. После небольших занимательных текстов в разных жанрах автор дает не просто перечень вопросов, а разнообразные задания. Система работы способствует обучению извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. Развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности учащихся. Вопросы и задания составлены с учётом лингвистического, стилистического и художественного своеобразия каждого текста. Во втором классе работа по пособию направлена как раз на то, чтобы ребенок научился находить в тексте важные моменты, учился его анализировать и понимать. Следует отличать два этапа работы с текстом, что является основным содержанием читательской деятельности на уроке.Выпускник 2 класса, занимавшийся по тетради Крыловой «Чтение. Работа с текстом» , осваивает ряд читательских умений:анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст;• ставить к тексту вопросы разной направленности;• отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развернутый ответ;• самостоятельно работать со словарем текста;• находить и истолковывать подтекстовую информацию ;• вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтения • самостоятельно составлять разные виды планов; • пересказывать текст подробно, сжато, творчески. Благодаря хорошо подобранному материалу тетради, постоянным тренировочным работам с текстами, ребята на уроках русского языка и литературы, стали более активными, не стесняясь, высказывают свое мнение в обсуждении текстов. В 3-ем – 4-ом классах обучающиеся используют текст как важный источник информации . Каждый урок литературного чтения - это особая встреча с автором того произведения, она должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать. Осознанное смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках. Когда ребёнок уже в младших классах действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Настоящее время формирование грамотного читателя одна из наиглавнейших задач, которая стоит перед учителем начальной школы .Список литературы.1. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.2. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развитие речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2012. № 1. С. 164-166.3. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2ч. / К.Д .Ушинский. – М.: Издательство Юрайт, 2018.