Публикации
«Метод проекта в формировании нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Метод проекта в формировании нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Мезенцева Наталья Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Метод проекта в формировании нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Мезенцева Наталья Александровна
«Метод проекта в формировании нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста»В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении. Все понимают: человек, не любящий Отечество, не многого стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Как это сделать?Скорее всего, начать с малого – рассказать о том, где ребенок родился и где живут его близкие, познакомить с историей, природой, культурой родного края. Этим и обусловлен выбор направления моей работы – формирование у детей любви и интереса к родному городу, их малой Родине.В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, семья имеет решающее значение для социализации ребенка. Однако, сегодня потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, целостные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (И.В.Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г. Кравцов, Г.Г.Лидерс, Р.В.Овчарова, Г.Г.Филиппова, И.А.Хоменко, В.К.Шабельников и др.).Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей.В поисках наиболее эффективных средств интеграции ДОО и семьи мы обратились к классике мировой педагогики, а именно к наследию американского педагога Д.Дьюи. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного. Выделяя в качестве основы проектной деятельности интеграцию семьи и дошкольного учреждения, необходимо обратить внимание на особый механизм взаимодействия родителей и педагогов. Использование проектной деятельности в образовательном процессе ДОО должно носить характер тщательно продуманной, хорошо спланированной, целенаправленной работы с семьями воспитанников. Исследования С.М.Оберемок описывает такой механизм взаимодействия:Первое правило – информированность.Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов. Им следует предлагать информацию о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о способе презентации проекта. Для этого в групповой приемной необходимо выделить специальное место, где будет размещаться все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информация должна быть понятной для родителей, привлекательной. С этой целью был реализован проект «Родительская почта», который осуществлялся в три этапа.Подготовительный этап: разрабатывалась тематика вопросов для родителей. Ящик должен быть установлен на видном месте в приемной, рядом помещаются бумага, ручки. Назначается срок, в течение которого родители могут выразить свое мнение по предложенной теме. Собранная информация обобщается и обрабатывается, продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, консультациях и т.д.) и опосредованная (через информационные стенды, плакаты и т.д.).Основной этап: родителям презентуют разработанный ящик, объясняют механизм работы, демонстрируют его действенность.Заключительный этап: подводятся итоги работы родительской почты (какие коррективы были внесены в изучаемую с детьми тему, результаты данных изменений, обобщение родительских мнений о работе кружка и др.).Второе правило – добровольность и возможность выбора.Предложения педагога должны соответствовать интересам и возможностям родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте.Третье правило – чувство успешности.Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности. Необходимо поддерживать и поощрять участие всех членов семьи в проектной деятельности, благодарить каждого участника проекта за его персональный вклад. В группе можно выделить место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.Использование данного метода мы посчитали наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе;- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе;- воспитания патриотических чувств детей; обогатить свой педагогический опыт;- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.