Публикации
Статья "Технология мини-проектов как способ организации деятельности одаренных учащихся"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Технология мини-проектов как способ организации деятельности одаренных учащихся"
Автор: Семенова Майя Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Технология мини-проектов как способ организации деятельности одаренных учащихся"
Автор: Семенова Майя Петровна
Технология мини-проектов как способ организации деятельности одаренных учащихся«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли». В.А. Сухомлинский.Довольно частая ситуация, когда в самом обычном классе со средним уровнем знаний имеется одаренный ребенок, этакий «самородок», от которого одни проблемы: тему он давно усвоил самостоятельно, прочитав параграф во время каникул, поэтому учителя слушать он не любит и часто перебивает его или задает вопросы, которые отвлекают от работы и учителя, и весь класс. Или же, что еще хуже, откровенно начинает скучать, бездельничать, зависать в телефоне…Одаренные дети всегда нуждаются в особом внимании к себе: они любят работать индивидуально, глубоко, осмысленно, осознавая, что этот вид работы поможет им проявить себя, самоутвердиться, найти ответы на интересующие их вопросы.Задача современного учителя - создание таких условий, в которых каждый одарённый школьник мог бы проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал, ощущал свою нужность и полезность… Наилучший способ помочь им самореализоваться и самоутвердиться в ходе учебного процесса – проектная деятельность. Метод проектов как образовательная технология ориентирован как раз на выявление, развитие и реализацию разного рода одаренности обучающихся. Кроме этого он позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности.Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в том, что ребенком с большим увлечением выполняется только та деятельность, которая выбрана и организована им самим. Использование метода проектов дает возможность реализовать творческий потенциал, применять уже накопленные знания и наработанные умения и формировать новые. Современный учитель часто сталкивается с тем, что программа по предмету очень насыщена, времени на крупные, долговременные проекты практически не остается. Тогда на помощь учителю приходят мини-проекты. Если метод проектов часто реализуется в течение длительного времени, то мини-проекты занимают гораздо меньше времени для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея остается неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. По форме работы мини-проекты могут быть индивидуальными или групповыми, по виду деятельности: информационными, исследовательскими, творческими или практико-ориентированными.В моей педагогической практике метод мини-проектов находит широкое применения на всех видах уроков: по изучению новой темы, где мои отдельные ученики или творческие группы часто дополняют учебный материал своими исследованиями и интересными находками по заданной теме, чем насыщают и разнообразят ход урока; на повторительно-обобщающих уроках, когда происходит систематизация и дополнение знаний интересными фактами и отработка полученных навыков.Так в 6 классе в ходе изучения раздела «Семья» ребята осуществляли индивидуальную проектную деятельность, работая над составлением родословной своей семьи. В ходе урока обобщения каждый ученик осуществлял защиту своего проекта, делился наработками. Безусловной пользой такой работы было то, что ученикам пришлось активно покопаться в старых семейных альбомах, расспрашивать своих старших родственников, многие использовали Интернет-ресурсы и специальные программы для создания родословного древа, другие подошли к поставленной задаче проще, нарисовав ветвистое дерево с указанием имен членов своей семьи. Отрадно было слышать от некоторых, что работали всей семьей, пришлось даже съездить к родственникам, у которых не бывали уже несколько лет, только для того, чтобы получить нужную информацию. У многих эта работа вызвала бурю эмоций, так как они узнали много нового о своих предках, о чем с гордостью рассказывали одноклассникам.В седьмом классе по итогам изучения раздела «Экономика» ученики работают над проектом «Бизнес моей мечты», в ходе которого учатся составлять свой собственный бизнес-план, применяя знания, изученные в разделе, о видах и формах бизнеса, с учетом необходимых затрат и экономических возможностей каждого, прогнозируют ожидаемую выручку и рассчитывают прибыль от своего экономического проекта. Каждой группе дается задание осуществить сбор информации о каком-либо виде товара или услуги, о рынке сбыта, о состоянии конкуренции на этом рынке, проанализировать ожидаемый спрос и предложение на этот товар, определить маркетинговые ходы, которые могли бы активизировать реализацию данного продукта, собственные финансовые возможности, поиск источников финансирования, риски и ограничения в планируемом бизнесе. То есть, семиклассники играют в будущих предпринимателей, и делают это очень серьезно со знанием своего дела.В том же седьмом классе в разделе «Человек и природа» учащиеся активно работают над экологическими проектами, нацеленными на решение проблем по защите окружающей среды. Группы или отдельные учащиеся совместно с родителями могут решать самые различные задачи: утилизация или вторичное использование старых вещей, экологичная и экономичная организация семейного быта и т.д.Так учащимся было дано задание «Семь способов использования обувной коробки». Суть задания сводилась к тому, что нужно было найти новое практическое применение старой вещи. В ходе работы учащимся предлагалось изучить опыт прошлых времен и других стран в решении аналогичных проблем. Нашлось очень много интересных идей и предложений по использованию не только коробки, но и пластиковой бутылки, жестяной банки, капроновых колготок, старой рваной одежды… Безусловно, в этом принимали участие не только учащиеся, но и их родители. Активно использовались ресурсы сети Интернет.В старших классах учащиеся ведут исследовательскую работу и поиск необходимой информации самостоятельно. Обучение в профильных классах и подготовка к ЕГЭ предъявляют к нынешним старшеклассникам довольно высокие требования: нужна хорошая теоретическая подготовка, отработанные практические навыки, аналитическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения, широкий кругозор, а т.к. современная молодежь отличается большей долей цинизма и недоверия к материалу учебника и слову учителя, я довольно часто использую вышеуказанную технологию для активизации их исследовательской деятельности и творчества. Таким образом, использование проектной технологии на уроках обществознания позволяет вовлечь обучающихся в интересную, практически значимую работу и активизировать познавательную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время. Темы проектов для старшеклассников могут быть самыми разнообразными: «Признаки правового государства в современной России», «Межнациональные отношения в современном обществе», «Русский крест» (о демографической ситуации в России), «Мигранты в России – проблема или решение демографической проблемы?», «Материнский капитал - за и против», «Глобальные проблемы современности» и т.п.Условия, при которых проектная деятельность будет продуктивной:важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений реализуется принцип личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами самостоятельность в поиске и анализе информации, интегрировать и применять полученные ранее знания реализуется принцип связи обучения с жизнью.