Публикации Урок - тренинг "Формирование жизнестойкости у обучающихся"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок - тренинг "Формирование жизнестойкости у обучающихся"
Автор: Широбокова Ольга Алексеевна

Урок - тренинг "Формирование жизнестойкости у обучающихся"Цель – формирование жизнестойкости у обучающихся. Познакомить с понятием жизнестойкости и его значением в жизни человека.Задачи:-Способствовать формированию навыков конструктивного поведения в проблемных жизненных ситуациях;-Познакомить подростков с алгоритмом действий при возникновении жизненных трудностей;-Способствовать формированию умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;Ход тренингаВодная часть.Ведущий 1- Перед тем как начать наше занятие, давайте выделим ряд условий, которые будем соблюдать в течение нашей встречи.Условия работы. -Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебиваетговорящего товарища.-Желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий-Критикуя – предлагай.-Не давать оценок другим участникам.-Вся личная информация, сообщённая на тренинге является конфиденциальной.Вводная беседа с учащимися на тему жизнестойкости:Мы часто оказываются в сложных жизненных ситуациях, которые требуют от нас умения принимать быстрые и оптимальные решения. Формирование жизнестойкости способствует формированию нашей стрессоустойчивости и развитию навыков эффективно действовать в сложных жизненных ситуациях. Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска).Жизнестойкость определяется как способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная гибкость.Проявления жизнестойкости в повседневной жизниЗдоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций.Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.Вопрос для группы: какие вы еще знаете жизненные сферы, где проявляется жизнестойкость человека?Основная часть:Проведение психологической игры: «Что делать, если…»Инструкция: участникам предлагаются карточки с проблемными ситуациями и решением для этой ситуации.Затем предлагаем придумать еще способы действий в данных ситуациях.Работа в группах. Разбор кейсов.Кейс №1 «Авторитет у друзей»:Сергея в группе не любили: обзывали, прятали и портили его личные вещи, смеялись над ним, когда он отвечал на уроке и.д. Сергею очень хотелось подружиться с авторитетными ребятами, которые делали ему пакости, стать «своим» среди них. И он решил подражать Виталию и Коле, своим главным обидчикам. Они уже были известны всем своими «подвигами» и вели себя как настоящие «крутые парни»: свободно выходили из группы во время пары, пинали двери, ломали цветы в коридоре, откровенно хамили учителям. Сергей присоединился к Виталию и Коле и делал все, что они ему говорили: прогуливал техникум, покупал новым «друзьям» сигареты и спиртные напитки, воруя деньги у родителей. Домой он стал приходить редко, постоянно ссорился с родителями. Через полгода его поставили на учет в полицию за кражу.Алгоритм анализа ситуацииВ какую ситуацию попал Сергей?Кто были обидчиками Сергея?Почему Сергей решил стать «другом» Виталия и Коли?Как вы понимаете слова «стать своим» у друзей?Какие способы выбрал Сергей, чтобы «стать своим» у друзей? Удалось ли Сергею стать их другом?Считали ли Виталий и Коля Сергея своим другом?Попробуй составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажи возможные последствия поведения Сергея.Как нужно было поступить Сергею, чтобы не столкнуться с такими проблемами?Кейс №2 Письмо Саши«… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого.Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они скажут, что он не достоин моего внимания и просто запретят с ним встречаться!Папа говорит, что я лентяйка! Мне очень обидно!Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший брат обзывает меня перед друзьями! Сестрёнка пользуется моей косметикой и берет без спроса мои вещи! Как я устала от всего этого!Поскорее бы мне закончить техникум и уехать от них в другой город, чтобы не видеться подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. При первой же возможности – уеду!»Вопросы для обсуждения:В чём вы согласны с Сашей?В чём она не права?Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы.Правильно ли поступит Саша, если уедет из дома?Какие вы можете дать советы каждому члену семьи?Как поступить Саше в сложившейся ситуации?Заключительная часть (РЕФЛЕКСИЯ)Упражнение «Чемодан»Необходимо прикрепить к доске ватман с рисунком чемодана.Инструкция для обучающихся:Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан.На жизненном пути у каждого человека возникают какие-то свои сложные ситуации, и каждому может потребоваться какое-то свое решение, свой уникальный выход и способ для решения такой ситуации.На листочках напишите, как вы будете действовать, какой свой уникальный способ будете применять для выхода из трудной жизненной ситуации, и прикрепите на наш чемодан.Закончить нашу встречу я бы хотела тем, чтобы узнать ваше мнение о сегодняшней нашей встречи.Что вам понравилось больше всего?В чем были трудности?Чтобы вы хотели еще узнать, может быть что-то добавить?Большое спасибо всем! Вы очень активно и старательно работали.