Публикации Классификация и и характеристика методов и приемов формирования речевой деятельности дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классификация и и характеристика методов и приемов формирования речевой деятельности дошкольников
Автор: Майнгард Евгения Леонидовна

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольниковМетод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.В зависимости от используемых средств (наглядность, слово или практическое действие) выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические. Это деление условно. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.В методике речевой работы различают наглядные непосредственные методы - это наблюдение и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.Наглядные опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам). Они используются для закрепления знаний, развития словаря, обучения связной речи; для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.Словесные методы - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, театрализованные игры, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).В зависимости от характера познавательной и речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов - это методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, театрализованные игры, дидактические игры. В учреждениях дошкольного образования они применяются в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, при формировании грамматических навыков и связной речи.Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом заключается творческий характер речевой деятельности. Продуктивные методы используются при обучении связной речи (обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания).В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи, методы формирования грамматического строя речи, методы развития связной речи, методы работы с художественной литературой и др.Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Приём - это элемент метода.Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.Игровые приемы (словесные и наглядные) — это сюрпризность, игровая ситуация, введение в игру детей-болелыциков (детей-управляющих), обучение ребёнка выполнению роли одновременно двух партнёров с взаимно противоположными интересами и др.. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.В зависимости от роли приемов в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все вышеназванные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет - косвенными.В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно, в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.