Публикации "Технология мини-проектов как способ организации познавательной деятельности одаренных учащихся"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Технология мини-проектов как способ организации познавательной деятельности одаренных учащихся"
Автор: Семенова Майя Петровна

Технология мини-проектов как способ организации деятельности одаренных учащихсяМ.П. Семенова, учитель обществознания и праваМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. ЧебоксарыАннотация. Одаренные дети всегда нуждаются в особом внимании к себе: они любят работать индивидуально, глубоко, осмысленно, осознавая, что этот вид работы поможет им проявить себя, самоутвердиться, найти ответы на интересующие их вопросы. Наилучший способ помочь им самореализоваться в ходе учебного процесса – проектная деятельность. Ключевые слова: одаренность общая и специальная, проектная деятельность, мини-проект. В современной педагогической науке детская одаренность не является раз и навсегда установленной характеристикой ребенка, предопределяющей его развитие. Большинство специалистов выделяют несколько видов одаренности: общую, включающую хорошую память, развитую речь, большую работоспособность, широкий кругозор, и специальную, которая подразумевает «профильные» способности: математические, литературные, музыкальные, творческие, спортивные… Признаки одаренности разнообразны и неоднозначны: так блестящая одаренность в математике часто сопровождается скупой речью и неразборчивым почерком, творчески одаренные дети часто испытывают трудности в освоении точных и естественных наук… Большинство одаренных детей, как правило, очень любознательны, однако они не любят однообразных, репродуктивных заданий. Рутина не для них. Они способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени. Помимо учебной литературы по программе такие дети, как правило, читают что-то еще, они с интересом ищут информацию об одних и тех же явлениях и событиях в разных источникам, часто противоречащих друг другу. А потом любят конфузить своих педагогов своими «неудобными» вопросами. Как работать учителю в самом обычном классе со средним уровнем знаний, когда там, в этой массе, затерялся такой вот «самородок», от которого одни проблемы: тему он давно усвоил самостоятельно, прочитав параграф во время каникул, поэтому учителя слушать он не любит и часто перебивает его или задает вопросы, которые отвлекают от работы весь класс.Задача современного учителя - создание таких условий, в которых каждый одарённый школьник мог бы проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал, ощущал свою нужность и полезность… Метод проектов как образовательная технология ориентирован как раз на выявление, развитие и реализацию разного рода одаренности обучающихся, формирование опыта творческой деятельности учащихся. Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в том, что ребенком с большим увлечением выполняется только та деятельность, которая выбрана и организована им самим. Использование метода проектов дает возможность реализовать творческий потенциал, применять уже накопленные знания и наработанные умения и формировать новые. Современный учитель часто сталкивается с тем, что программа по предмету очень насыщена, времени на крупные, долговременные проекты практически не остается. Тогда на помощь учителю приходят мини-проекты. Если метод проектов часто реализуется на одном-двух уроках, то мини-проекты занимают гораздо меньше времени  для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея остается неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная. По форме работы мини-проекты могут быть индивидуальными или групповыми, по виду деятельности: информационными, исследовательскими, творческими или практико-ориентированными.В моей педагогической практике метод мини-проектов находит широкое применения на всех видах уроков: по изучению новой темы, где мои отдельные ученики или творческие группы часто дополняют учебный материал своими исследованиями и интересными находками по заданной теме, чем насыщают и разнообразят ход урока; на повторительно-обобщающих уроках, когда происходит систематизация и дополнение знаний интересными фактами и отработка полученных навыков.Так в 6 классе в ходе изучения раздела «Семья» ребята осуществляли индивидуальную проектную деятельность, работая над составлением родословной своей семьи. В ходе урока обобщения каждый ученик осуществлял защиту своего проекта, делился наработками. Безусловной пользой такой работы было то, что ученикам пришлось активно покопаться в старых семейных альбомах, расспрашивать своих старших родственников, многие использовали Интернет-ресурсы и специальные программы для создания родословного древа, другие подошли к поставленной задаче проще, нарисовав ветвистое дерево с указанием имен членов своей семьи. Отрадно было слышать от некоторых, что работали всей семьей, пришлось даже съездить к родственникам, у которых не бывали уже несколько лет, только для того, чтобы получить нужную информацию. У многих эта работа вызвала бурю эмоций, так как они узнали много нового о своих предках, о чем с гордостью рассказывали одноклассникам.В седьмом классе по итогам изучения раздела «Экономика» ученики работают над проектом «Бизнес моей мечты», в ходе которого учатся составлять свой собственный бизнес-план, применяя знания, изученные в разделе, о видах и формах бизнеса, с учетом необходимых затрат и экономических возможностей каждого, прогнозируют ожидаемую выручку и рассчитывают прибыль от своего экономического проекта. Каждой группе дается задание осуществить сбор информации о каком-либо виде товара или услуги, о рынке сбыта, о состоянии конкуренции на этом рынке, проанализировать ожидаемый спрос и предложение на этот товар, определить маркетинговые ходы, которые могли бы активизировать реализацию данного продукта, собственные финансовые возможности, поиск источников финансирования, риски и ограничения в планируемом бизнесе. То есть, семиклассники играют в будущих предпринимателей, и делают это очень серьезно со знанием своего дела.В том же седьмом классе в разделе «Человек и природа» учащиеся активно работают над экологическими проектами, нацеленными на решение проблем по защите окружающей среды. Группы могут решать самые различные задачи: спасение лесов от вырубки, борьба с мусорными свалками, утилизация или вторичное использование старых вещей, раздельный сбор бытовых отходов, экологичная и экономичная организация семейного быта и т.д. В ходе работы учащимся предлагается изучить опыт прошлых времен и других стран в решении аналогичных проблем. На выходе проект может обрести самую разнообразную форму: это может быть агитационный плакат, видеоролик о защите природы, книжка добрых советов памятка для рачительной хозяйки или практически полезный предмет, изготовленный из старых, бывших в употреблении, вещей.В старших классах учащиеся ведут исследовательскую работу и поиск необходимой информации самостоятельно. Обучение в профильных классах и подготовка к ЕГЭ предъявляют к нынешним старшеклассникам довольно высокие требования: нужна хорошая теоретическая подготовка, отработанные практические навыки, аналитическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения, широкий кругозор, а т.к. современная молодежь отличается большей долей цинизма и недоверия к материалу учебника и слову учителя, я довольно часто использую вышеуказанную технологию для активизации их исследовательской деятельности и творчества. Таким образом, использование проектной технологии на уроках обществознания позволяет вовлечь обучающихся в интересную, практически значимую работу и активизировать познавательную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время. Темы проектов для старшеклассников могут быть самыми разнообразными: «Признаки правового государства в современной России», «Межнациональные отношения в современном обществе», «Русский крест» (о демографической ситуации в России), «Мигранты в России – проблема или решение демографической проблемы?», «Материнский капитал - за и против», «Глобальные проблемы современности» и т.п.Список ресурсов:
  • Использование кейс-технологии как способ развития универсальных учебных действий учащихся (на примере урока истории в 8 классе)М.П.Семенова, учитель истории и обществознанияМБОУ «Средняя общеобразовательная школа №42» г. ЧебоксарыАннотация:Разработка посвящена методу активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций. Кейс – это всегда моделирование жизненной ситуации, а работа с кейсом позволяет рассмотреть проблему за письменным столом и предложить свой неповторимый вариант решения. Ключевые слова: case – случай, ситуация, case-study - метод конкретных ситуаций.Цель использования метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации. Для эффективной работы с кейсом на уроке необходимы два условия: продумать и подготовить кейс, соответствующий теме урока, и определить методику использования данной инновационной технологии.Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик - равноправное участие учащегося и учителя в процессе получений знаний.Продемонстрирую это на примере фрагмента урока истории в 8 классе.Тема урока: «Крепостное право и просвещенный абсолютизм». Полезные понятия для использования в ходе решения кейса:права, привилегии, гражданское равенство, сословие, идеи Просвещения, личные свободы и др.Для начала идет ознакомление учащихся с сюжетом 1из «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии 1767 года): «...Все люди - братья, и всю свою жизнь я посвящу искусству поступать согласно этому правилу». «Равенство граждан всех состоит в том, чтобы все подвержены были одинаковым законам». «Гонения - человеческие умы раздражали». «Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду».Далее обучающимся предлагается для ознакомления сюжет 2: объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (XVIII век): «На Четвертой Мещанской в доме № 111 продаются две молодые девки, собой видные, белье шьют, и гладят, и крахмалят, и стряпать мастерицы. Последняя цена им 1000 рублей. Тут же продается жеребец, да бык, да стая гончих собак, числом пятьдесят, по сходной цене».Проблематизация: «Что вам показалось странным при чтении этих двух документов?»Возможные ответы учащихся:- Из «Наказа» следует, что правительница признает всех людей равными, а из объявления следует, что простая «девка»   продается и покупается, т.е. она практически приравнена   к скоту, который тоже продается и покупается.- Государыня говорит о человеколюбивом отношении к крестьянам, а на самом деле помещики открыто ими торгуют.Возможные   варианты формулировки проблемы, предлагаемые учащимися:- Почему просвещенная государыня не уравняла в правах всех своих подданных?- Почему в эпоху правления просвещенного монарха Eкатерины II   в России    процветало крепостное право?Выдвижение гипотез:1. Екатерина II осуждала крепостничество, но ничего не могла с этим поделать, т.к. дворянство настаивало на сохранении крепостных порядков. Была зависимость Екатерины II от дворянского сословия, которое помогло ей взойти на престол.2. Екатерина II осознавала, что крепостной труд был совершенно необходим, отмена крепостничества могла вызвать глубочайший экономический кризис помещичьего хозяйства и всего государственного устройства России.3. В начале правления у Екатерины II не было твердой позиции в отношении крепостного права, было множество острых противоречий этом вопросе и между сословиями российского общества. Данные гипотезы – лишь «запасной» вариант для учителя на случай его неудачи мотивировать учащихся на выдвижение своих собственных точек зрения.Проверка гипотез(самостоятельная поисковая работа учащихся). Класс делится на группы (количество групп зависит от количества выдвигаемых гипотез), каждая из которых должна в течение 12 - 15 минут осуществить в ходе совместной работы проверку правильности своей гипотезы, используя материал учебника или дополнительные источники. Необходимо найти и систематизировать факты, как подтверждающие, так и опровергающие гипотезу. Даже самая «фантастическая» гипотеза должна пройти проверку, обучающиеся сами должны убедиться в её несостоятельности.Далее учащиеся (представители группы) поочередно публично демонстрируют классу полученный и систематизированный материал, защищают свой вывод по гипотезе, основываясь на собранных фактах и доказательствах, отвечают на вопросы одноклассников, возникшие в ходе презентации.1 группа проверяет первую гипотезу, факты, которые могут быть найдены учащимися в ходе проверки гипотезы:
  • Подавив крестьянское движение на Урале, Екатерина II вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости
  • Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков.
  • Большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон.
  • В 1771 г. для прекращения неприличной публичной торговли крестьянами издан был закон, запрещавший продажу крестьян без земли за долги помещиков с публичного торга, «с молотка»   и т.п.
  • 2 группа проверяет вторую гипотезу, факты, которые могут быть найдены учащимися в ходе проверки гипотезы:
  • Помещик облагал крестьян работой - барщиной   и оброком в свою пользу, жил за их счет
  • Не состоявшие на государственной службе дворяне имели единственный источник доходов - крепостных крестьян.
  • А. П. Сумароков: "Сделать крепостных людей вольными нельзя, скудные люди ни повара, ни лакея иметь не будут, и будут ласкать слуг своих, пропуская им многие бездельства, вотчины превратятся в опаснейшие жилища, ибо они (помещики. Н. П.) будут зависеть от крестьян, а не крестьяне от них".
  • 3 группа проверяет третью гипотезу, факты, которые должны быть замечены учащимися в ходе проверки гипотезы:
  • В 1767 году была созвана Уложенная комиссия - съезд народных представителей от всех сословий - всего - 572 человека, из которых 45% - дворяне -   с целью выработки общего свода государственных законов. Комиссия должна была выяснить народные нужды и пожелания (было получено до полутора тысяч депутатских наказов).
  • В Уложенной комиссии лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян.
  • В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи, т.к. среди её членов было больше противоречий и разногласий, чем единства. 
  • Далее следует рефлексия проделанной работы, по вопросам, обращенным к учащимся, нацеленная на определение уровня освоения материала, оценивание их ответов, задание на дом.Наблюдения свидетельствуют о том, что если с учащимися системно работать по данной технологии, то они легче вступают в общение, аргументировано отвечают на вопросы, у детей появляется интерес к исследовательской деятельности. Мне нравится метод case-study ещё и тем, что он позволяет не только обучающимся, но и учителю открывать для себя новые аспекты проблемы, а иногда менять, казалось бы, устоявшиеся взгляды. При этом надо понимать, что в любой технологии есть свои риски и ограничения, в данном случае необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Лучше всего применять комбинацию методик в своей системе преподавания, выбирая те, которые наиболее эффективно будут работать в каждом конкретном случае.Список литературы:
  • Гладких И.В Методические рекомендации по разработке учебных кейсов Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194
  • Еремин, А.С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. – 2010. - №3. –
  • Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. - 2005. - № 5. – С. 106-116.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.
  • Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания(из опыта работы)М.П. Семенова, учитель обществознания и праваМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. ЧебоксарыАннотация: статья посвящена проблеме повышения учебной мотивации учащихся на уроке, ибо без мотивации невозможно выявление и развитие способностей учащихся. В публикации рассматриваются такие способы активизации познавательного процесса, как межпредметные связи и использование современных цифровых образовательных ресурсов. Ключевые слова: межпредметные связи, интегрированный урок, цифровые образовательные ресурсы, автоматизированные учебные платформы.Страшная эта опасность – безделье за  партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. Сухомлинский  В. А.Одной из наиболее злободневных проблем современного образовательного процесса является низкая учебная мотивация и пассивность учащихся на уроках, именно поэтому учителю приходится ежедневно проявлять изобретательность и искать пути и методы активизации учащихся на уроках. На мой взгляд, именно путем активизации познавательного процесса на уроках возможно выявление и развитие учебной и творческой одаренности обучающихся. Для развития познавательного интереса учащихся я активно использую разнообразные межпредметные связи. Этому способствует наличие у меня опыта преподавания не одного, а целого ряда предметов: русского языка, литературы, истории, права и, наконец, обществознания. На мой взгляд, именно последний предмет - обществознание - дает огромный простор для творчества и возможности широкого применения интегрированных уроков. Межпредметные связи на уроках выступают неизменным условием развития у учащихся интереса к знаниям как обществознания, так и других наук в целом. Они же активно способствуют расширению общего кругозора учащихся. Например, в 8 классе изучение темы "Человек, общество, природа" тесно переплетается с творчеством советского писателя В.П.Астафьева, с его пронзительной по глубине и простоте повестью "Царь-рыба". Основным замыслом этого произведения является стремление автора показать на примере главного героя - простого и удачливого рыбака Игнатьича - проблему потребительского отношения современного человека к природе, к окружающему миру. Алчное стремление взять у природы как можно больше приводит к неминуемой беде, это замечено было очень давно, и об этом героя предупреждал ещё его старый дед. Человек и природа «повязались одной долей» - таков лейтмотив данного произведения. Эту же мысль необходимо донести до учащихся в процессе работы над данной темой на уроках обществознания.Тема "Социальные и межличностные конфликты" в 11 классе хорошо иллюстрируется с помощью романа А.С. Пушкина "Дубровский", где важное место занимает конфликт между героями А.Г.Дубровским и К.П. Троекуровым. Поссорившиеся из-за пустяка друзья вступают в конфронтацию, которую легко можно было разрешить мирным путем, однако Троекуров, будучи более влиятельным и богатым, пользуется своим положением, чтобы усугубить и без того сложную ситуацию.Материал по теме "Уголовное право" в 11 классе легко иллюстрируется с помощью романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание": учащимся легче понять такие понятия, как "преступление", "признаки преступления", "состав преступления", "объект преступления", "субъект преступления", "объективная сторона", "субъективная сторона", "отягчающие обстоятельства", "смягчающие обстоятельства" и прочие, когда они разъясняются на примере хорошо изученного литературного произведения и знакомого героя Родиона Раскольникова. Этот прием также поможет повторению и литературного материала, пройденного учащимися в 10 классе.Таким образом межпредметные связи в процессе изучения обществознания лучше и нагляднее раскрывают отношения «природа – человек», «природа – общество», «человек – общество» и другие. Используя знания учащихся по литературе, истории, мировой художественной культуре и другим предметам, легче раскрыть и объяснить многие понятия и процессы, что ведет к осознанному усвоению учебного материала учениками, а, соответственно, и к повышению качества знаний.Еще одним способом, направленным на формирование устойчивого интереса к предмету, является использование многочисленных современных цифровых образовательных ресурсов. Внедрение современных информационных технологий позволяет использовать во благо учебному процессу чрезмерное увлечение детей и подростков современными гаджетами, одновременно даёт доступ к качественной информации, помогает активизировать их познавательную деятельность. Использование таких автоматизированных учебных платформ, как "Решу ЕГЭ", "Якласс", "Учи.ру", "Яндекс.Учебник" и других, значительно уменьшает объем фронтальных форм работы с учащимися, а также снижает нагрузку с учителя, который теперь меньше времени тратит на подготовку к урокам и проверку домашних заданий учащихся, так как задания там удобно распределены по темам и учитель легко в них ориентируется. И обучающиеся выполняют подобные задания с гораздо большим энтузиазмом, чем рутинные и однообразные упражнения учебника.Кроме этого информационные технологии дают возможность по-новому применять на уроках обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, это позволяет создавать иллюстративный материал и использовать всевозможные источники информации. Современные "продвинутые" обучающиеся умеют работать с различными компьютерными программами, им не составляет труда составить мультимедийную презентацию или собрать и смонтировать видеофильм по теме урока. Причем делают они это легко и с удовольствием. Современная система образования и социальная реальность ставит перед участниками образовательного процесса - педагогами и обучающимися - задачу не только передачи - получения определенной суммы знаний, но и формирования у последних навыков самостоятельной работы. Практика показывает, что учащиеся, овладевшие навыками самостоятельной добычи знаний, лучше ориентируются в обширном потоке информации, умеют выделять главное, систематизировать и обобщать, что, безусловно, пригодится им дальнейшей жизни в информационном обществе. Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
  • повышение учебной мотивации является залогом одним повышения эффективности обучения
  • применение на уроке межпредметных связей усиливает познавательный интерес к предмету
  • в целях качественного преподавания современный учитель использовать в своей деятельности информационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету.
  • Список литературы:1.Афанасьева Р.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках обществознания.