Публикации Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»
Автор: Ольга Николаевна Лир

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей.Уважаемые педагоги, сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге. Причины: отсутствие времени у родителей и желания, почитать детям;Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на детей, ослабила интерес к книге. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии детей, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языкаВ соответствии с ФГОС одним из направлений в развитии детей является приобщение к художественной литературе, цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения,Особую роль в этом играет чтение сказокСказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомится в детском саду.Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.Как все догадались -мастер-класс будет проходить в форме монолога и диалога,В ходе работы при ознакомлении детей с художественной литературой использую различные методы. Сегодня хочу вас познакомить с несколькими приёмами трёх методов.Наглядный метод: приёмы-- показ иллюстраций, картин, игрушек,- элементы инсценировки,- просмотр видеофильмов,- оформление выставок: .а) Тематическихб) об одном герое из разных произведений (о волке)Словесный метод: приёмы-- чтение произведений с просмотром иллюстраций- вопросы по содержанию произведений,пересказ произведений,- заучивание наизусть,- беседа по произведению,- прослушивание аудиозаписей.Игровые методы ; приемы-- элементы инсценировки,- игры-драматизации,- дидактические игры,- театрализованные игры,- использование разных видов театра,игровая деятельность.Вот один из приемов,используемый в работе с детьми на закрепление знаний сказок, называется1.«Предметы из сказки».Назовите сказки в которых есть предметы и герои.яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок,яблоко — Сказка о мёртвой царевнеСказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди,кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты,цифра три — Три медведя, Три поросёнка,Царевна — лягушка — три брата, лягушка –путешественница, Дюймовочка, Теремок.Следующий прием:2. Сказочные герои своими руками:3. Шкатулки –сувениры: отгадай на слух4. Волшебные и сказочные слова:--Какие волшебные слова говорили сказочные героиЕмеля в Р. Н. С. «По щучьем велению).?По щучьему велению, по моем хотению.--(Иванушка- дурачок в Р. Н. С. «Сивка- Бурка») Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. ).--(Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников).Сим- сим, открой дверь!--(Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик»).Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…--Какие слова -заклинания говорила девочка из сказки братьев Гримм «Горшочек каши»Раз, два, три. Горшочек вари!--«Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом»--А ну, двое из ларца одинаковых с лица…» («Вовка в тридесятом царстве»)--крабле- бумс! (Е. Шварц «Снежная Королева»)-- Крекс, пекс, фекс. -как называется сказка с этим заклинанием?(А. Толстой «Золотой ключик. или приключения Буратино»).--«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка»сказка)--«Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту» Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке". Русская народная)--«Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»( «Маша и медведь»)--«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» А. Пушкин)--«Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру!» («Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака--«Трах-тибидох» (Старик Хоттабыч)Заключение: Рефлексия,Ув. Коллеги! Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника. В заключении хочу отметить, что приобщениедошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песнейсказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, проявлять любовь к малой родине, к своей семье. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям, чувство сопереживания и приходить на взаимовыручке к друг другу.