Публикации ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОУ
Автор: Альтенгоф Алеся Андреевна

Публичное выступление 21.03.2023 ОмскДобрый утро, уважаемые члены комиссии и участники конференции!Меня зовут, Алеся Андреевна!(слайд 1) Я педагог - психолог, муниципального казенного дошкольного образовательного учреждение города Новосибирска «Детский сад №465 комбинированного вида «Золушка»(слайд 2) Цель и тема выступления: дать новую информацию по теме проведенного мной исследования, в области эмоционального выгорания педагогов в ДОУ.Тема моего исследования: Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ. (3 слайд) Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами: 1.Синдром эмоционального выгорания носит сложный характер, требующий составления определенного инструментария для его предупреждения и коррекции;2. Родители, не достигшие определенного культурного и образовательного уровня;3. воспитанники с различными проблемами в поведении и эмоциональной сфере;4. Низкий уровень заработной платы;5. Выступления на публике (открытые занятия, выступления для аттестации, выступление в качестве объекта наблюдения, эксперта, подтверждение своей педагогической компетентности).( 4 слайд) Цель, основные процедурные действия, гипотеза: Цель статьи - теоретически обосновать и экспериментально проверить корпоративную программу по оздоровлению трудового коллектива, а также план мероприятий для педагога – психолога, который направлен на установление психоэмоционального благополучия коллектива. Основные процедурные действия – выявление, синдрома эмоционального выгорания педагогов в ДОУ 1 и 2 корпуса, с помощью диагностической методики. Гипотеза исследования заключается в том, уровень эмоционального выгорания у педагогов в ДОУ изменится при проведении психолого – педагогической коррекции. (5 слайд) Обзор научной литературы- Первую попытку описать термин «эмоциональное выгорание» предпринял американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году. - Вопросы эмоционального выгорания исследовали отечественные и зарубежные ученые – психологи. К авторам наиболее исследованных концепций и подходов относятся работы отечественных исследователей: В. В. Борейко, Н. В. Гришина, Э. Ф. Зеер, В. Е. Орел, к зарубежным исследователям: К. Маслач и Дж. Джексон. (6 слайд) Методология и методы исследования В исследовании использовалась диагностическая методика: «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко». Исследование осуществлялось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида «Золушка». В данном исследовании участвовали воспитатели 1 и 2 корпусов общей численностью 48 педагогов, возраст участников эксперимента варьировался от 20 до 63 лет. (7 слайд) План мероприятий педагога – психолога с педагогами на 2022 -2023 уод (8 слайд) Диаграммы по диагностике эмоционального выгорания педагогов В.В. Бойко ( 1 и 2 корпус) Анализ исследования выявил синдром эмоционального выгорания у педагогов 1 корпуса 21,7%, у педагогов 2 корпуса 16,6%. Складывающийся синдром у педагогов 1 корпуса 52,2%, второго корпуса – 25%. Не сложившийся симптом у педагогов первого корпуса 26,1%, второго корпуса – 58,4%. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наиболее выраженном эмоциональном выгорании педагогов 1 корпуса, чем педагогов второго корпуса. Анализ данного исследования позволяет выделить ряд причин, которые привели к таким результатам:- больший стаж работы и возрастной диапазон до 65 лет педагогов первого корпуса;- наименьший стаж работы и возрастной диапазон до 50 лет педагогов второго корпуса. (9 слайд) Профилактические меры по снятию эмоционального выгорания выражаются в данных направлениях деятельности: 1. Диагностическое направление – индивидуальная и групповая диагностика на выявление симптомов эмоционального выгорания у педагогического коллектива ДОУ, исследование воспитательного пространства ДОУ с применением следующих методик: методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко (начало и конец учебного года); векторная модель образовательной среды В. А. Ясвин. 2. Коррекционное направление – применение тренингов, включающие релаксационные упражнения для коррекции симптомов эмоционального выгорания, сплочение коллектива, развитие творческого потенциала педагогов: тренинг для молодых педагогов «Давайте знакомиться»; тренинг для педагогов на сплочение коллектива «Наша работа»; тренинг на развитие творческого потенциала педагогов. 3. Профилактическое направление – проведение акций, предупреждающих появление и развитие эмоционального выгорания, улучшающих эмоциональный фон, развивающих толерантность, доброту, создающих психологический климат у педагогов: акция «Подари себе настроение»; акция «Тайный подарок»; акция «Сундучок пожеланий». (10 слайд) Для предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания рекомендуется: - включать в работу перерывы для поддержки психического и физического благополучия; - проводить релаксацию, ставить перед собой цель, вести положительную внутреннюю речь, все это снижает уровень стресса, который приводит к выгоранию; - развивать свой профессионализм и самосовершенствоваться, трансляция накопленного профессионального опыта может выступать одним из способов, защищающий от синдрома эмоционального выгорания; - больше общаться эмоционально, анализировать и делиться собственными чувствами, за счет этого происходит значительное снижение вероятности выгорания, либо процесс проявляется не настолько выражено. (11 слайд) ВЫВОДЫ:1.В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что синдрому эмоционального выгорания подвергаются представители разных профессий, включая и педагогических работников, которые переносят огромные психоэмоциональные нагрузки; 2. В результате проведенного исследования мы выяснили, что синдром эмоционального выгорания в МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида «Золушка» более выражен у педагогов 1 корпуса, у которых больший стаж работы и возрастной диапазон до 65 лет. 3. Для предупреждения и профилактики синдрома эмоционального выгорания следует использовать перерывы в работе, овладевать навыками саморегуляции, самосовершенствоваться. (12 -17 слайд) Реализация плана мероприятий с педагогами в ДОУ(18 слайд) Список используемой литературы(19 слайд) Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению».