Публикации Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознания
Автор: Шеховцова Любовь Николаевна

Современные инновационные технологии на уроках истории и обществознанияШеховцова Л.Н., учитель истории и обществознанияМБОУ "СОШ с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области"Целью моей педагогической деятельности является формирование разносторонней личности школьника через современные инновационные образовательные технологиии умение ориентироваться в новом обществе.Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и обществознания. Я хочу поделиться некоторыми интересными технологиями, которые использую в своей работе.Одной из таких технологией является «Связь». На уроках обществознания есть огромное количество тем, которые направлены на воспитание обучающихся.Например,урок обществознания, 10 класс, тема: «Общение как понимание», на стадии вызова я даю ребятам задание, достать свои мобильные телефоны, открыть обычное текстовое сообщение и набрать следующие слова: «Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле. Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня», и затем говорю, чтобы они отправили это сообщение своим близким людям, которые им очень дороги. Далее следует вопрос - для чего это? что это такое? Вы, конечно, узнали строки из известного из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Это, к сожалению, увядающий, но при этом претерпевающий удивительную метаморфозу эпистолярный жанр. Таким образом, люди раньше общались, а сегодня все по-другому. После чего они определяютцель и проблему урока. В ходе урока рассматриваютсясредства общения, дают характеристику общению в современном обществе, выявляютсовременные способы общения. В конце урока остается время для прочтения ответов, которые поступили ребятам на телефон. Такая технология на уроке позволяет мотивировать учащихся на работу, и опять же главным связующим является воспитательный момент (признание в своих чувствах близким людям).Еще, на мой взгляд, эффективная технология - Кубик Блума на основе Таксономии педагогических целей в познавательной сфере, предложенной группой учёных под руководством американского психолога Бенджамина Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т. д. Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.В рамках формирования смыслового чтения можно применять такие приемы как:«Ключевые слова». Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно.Игра «Три предложения».Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя. Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.Очень эффективны урокис применением кейс-технологии. Цель технологии - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - кейс, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации. Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя. ПОПС- формула – этот интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, этот прием создан профессором права Дэйвидом Маккойд - Мэйсоном: PRES-formula (Position-Reason-ExplanationorExample-Summary).В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС:П–позиция,О– объяснение (или обоснование), П– пример, Сследствие (или суждение).Для того чтобы прием был технологичным и обладал законченностью, я предлагаю ученикам начало предложенийдля каждогоположения.Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…»Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:«Я могу это доказать это на примере …».Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Данный прием можно применять на любом этапе урока, работая с различными источниками.Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения, также ПОПС-формула используется при организации дебатов и дискуссий.Готовность к переменам в педагогической деятельностив современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.Поэтому в своей работе я пытаюсь найти новые технологии и методы обучения.Более 2500 лет назад Конфуцийсказал: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я понимаю». Эти простые утверждения обосновывают необходимость использования активных и интерактивных методов обучения. Процесс обучения не автоматическое вкладывание учебного материала в голову ученика. Ученик постоянно должен тренировать несколько память, сколько способность решать творческие задания.