Публикации Использование СМИ на уроках истории и обществознания.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование СМИ на уроках истории и обществознания.
Автор: Шеховцова Любовь Николаевна

Использование СМИ на уроках истории и обществознания.Шеховцова Л.Н., учитель истории и обществознанияМБОУ "СОШ с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области"В современных условиях возрастает роль исторического образования, так как нельзя представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина, не знающего основ истории, в первую очередь, своей страны. В то же время преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации общества, создания единого информационного пространства. Также преподаватель истории и обществознания должен реализовывать компетентностный подход — основное требование федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Специфика дисциплин «История» и «Обществознание» требует от обучающихся умение работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ. История изобилует большим количеством дат, фактов, персоналий, понятий. Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что имеются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, Интернет), и важно научить подростков пользоваться ими.Знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном обществе в определенное время. Соответствующие знания являются частью содержания курса обществознания. В контексте подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию невозможно не обращаться к материалам СМИ, так как целый ряд заданий требует аргументации из общественной жизни. Поэтому перед учителем встает задача соотнести данные учебника обществознания с фактами, событиями настоящей действительности, подкрепить теоретические положения курса конкретными примерами, фактами общественной жизни. Каковы же пути решения этой проблемы? Одним из таких путей является активное использование материалов средств массовой информации в преподавании курса обществознание.Итак, зачем необходимо включать материалы СМИ при преподавании курсов истории и обществознания?1. Материалы СМИ необходимы для актуализации изучаемого на уроке материала, иллюстрируют теоретические положения курса2. Работа учащихся с данным источником информации делает их более компетентными в вопросах современного развития общества, что необходимо при формировании гражданских ценностей в рамках правового демократического государства3. Привлечение материалов СМИ создают дополнительную мотивацию к изучению курса4. Использование материалов СМИ диктуется и Единым государственным экзаменом по обществознанию, так как многие задания требуют иллюстрации учениками примерами тех или иных положений, аргументов и т.п. с опорой на личный опыт учащихся и факты общественной жизни.Процесс организации обучения учащихся с использованием материалов СМИ и Интернета предоставляет возможности учителям:- совершенствовать учебную деятельность;- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий,используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихсяположительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;- находить основные и дополнительные материалы для уроков;- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычноститакой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким,разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностейсовременных компьютеров;- получать новые данные из электронных версий газет, журналов, научныхжурналов, эффективно решать проблему наглядности обучения, делать учебный материалболее понятным и доступным для учащихся;- иметь доступ в научные библиотеки разных стран; Каким же образом это реализуется на уроке? Можно применять следующие способы. На одном уроке в неделю можно выделить 5 – 10 минут для информационных сообщений учащихся о событиях в контексте изучаемой темы. Например, на уроках права во время изучения темы «Права человека» целесообразно дать задание учащимся, найти в СМИ примеры нарушений прав человека в нашей стране и определить какое конституционное право было нарушено, указать статью Конституции.Или , изучение темы «Глобальные проблемы современности» невозможно без обращения к СМИ. Также можно дать задание найти дополнительную информацию по данной теме. Хорошим для поиска информации о стране и мире является сайт или kommersant.ru и другие.Таким образом, широкое использование учащимися информационных материалов СМИ на уроках обществознания позволяет формировать и развивать самые разнообразные умения и навыки, необходимые школьникам. Другой пример, материалы СМИ правовой направленности могут во многом повысить степень восприятия учащимися отвлеченных норм права. При использовании в преподавании средств массовой информации особое внимание следует обратить на такие издания как «Российская газета», «Парламентская газета», «Аргументы и факты», «Юрист спешит на помощь», «Юридический вестник», «Человек и закон», в которых публикуется большое количество материалов, связанных с изложением и подробным комментированием новейших изменений в современном законодательстве. В «Российской газете» и «Парламентской газете» публикуется регулярно буквально все основные законы, принятые Государственной Думой, Постановления и другие нормативные акты Правительства РФ. В Интернете на правовом сайте Российской газеты выложено более 22 000 юридических документов. Умелая работа с ними, систематизация позволяет учителя обществознания быть в курсе самых последних юридических новинок.