Публикации Методика преподавания истории

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика преподавания истории
Автор: Шеховцова Любовь Николаевна

Методика преподавания историиШеховцова Л.Н., учитель истории и обществознанияМБОУ "СОШ с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области"Сейчас перед любым молодым учителем с новой силой встает вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Лично мое мнение, как учителя со стажем,- нельзя совершенствовать только образование, нужно совершенствовать познавательный процесс. И только тогда можно ожидать достойные плоды своей работы.Преподавание истории в школе- это очень сложный процесс взаимодействия учителя и его учеников. Он раскрывается на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся. В основе его лежат следующие компоненты- цели обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность школьников, результаты обучения. Для реализации этих компонентов учителя используют разнообразные методики.Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Методика как наука прошла сложный путь развития. Дореволюционная методика разработала богатый арсенал приемов работы учителя, создала целые методические системы, объединявшие общей педагогической идеей отдельные приемы.Но какими бы не были разнообразными эти методики, все они имеют схожее содержание. Во-первых, работа должна включать в себя теоретическую и практическую части. В теоритическую часть входит составленный учителем план и подробный конспект урока, курс и тема - по выбору. Ход урока раскрывается в таблице, обязательно включающей в себя графы «Деятельность учителя» и «Деятельность учащихся». Практическая часть включает в себя активную самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя в результате чего происходит творческое овладение знаниями. Также в своей работе учителю необходимо раскрывать методику достижения высокого качества результатов обучения, которая соответствует педагогическим и методическим требованиям к оценке качеств исторического образования, и давать описание системы собственной работы, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и их познавательным возможностям.Для достижения высокого уровня освоения предмета учащимися необходимо конструирование собственной модели обучения. Эту модель можно спроектировать на основе личностно-ориентированного, системно-деятельного и технологического подхода к обучению. Вопросы и задания для школьников должны быть составлены на основе дифференцированного и индивидуального подхода к каждому.В процессе работы с учениками, учитель замечает какие типы и формы уроков более предпочитаемые, а какие нет. Это также поможет в составлении модели обучения.Так как история- предмет устный и содержит огромны объем материала, можно использовать такие приемы, как эпистолярный жанр, анализ исторического источника, историческое мини-сочинение, решение исторических задач.Эпистолярный жанр подразумевает изучение истории по письмам. Ведь именно в рукописях простых людей друг к другу раскрываются их чувства, эмоции и переживания в разные эпохи. Этот прием изучения истории найдет себя в гуманитарном и творческом классе.Анализ исторического источника и работа над мини-сочинением позволяет ученику развивать умение аргументировать материал на основе имеющихся знаний, обогащая его раннее неведомыми историческими данными.А решение исторических задач помогает сформировать умение, используя исторический материал, правильно думать и поступать в настоящем и будущем.Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории. Поэтому каждому учителю необходимо найти правильный и эффективный метод этого воспитания!