Публикации Формирование эффективной системы противодействия коррупции в правоохранительных органах региона

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование эффективной системы противодействия коррупции в правоохранительных органах региона
Автор: Шевахина Алина Александровна

УДК 37.022Шевахина А.А.Шевахина Алина Александровна, магистр уголовного, гражданского и административного судопроизводства, НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ», Россия, 170026, Ленинградский просп., 80, корп. 46, МоскваФормирование эффективной системы противодействиякоррупции в правоохранительных органах регионаАннотация. Данная работа является актуальной в настоящий момент в связи с тем, что коррупционная преступность в настоящее время является довольно распространенным и традиционным видом преступности в Российской Федерации не только на федеральном уровне, но и на региональном. Важно отметить, что коррупция - это общемировое бедствие, данная проблема поражает как развивающееся страны, так и развитые, в частности это коснулось и Российской Федерации в целом.Ключевые слова: коррупция, система противодействия, правоохранительные органы.Shevakhina A.A.Shevakhina Alina Aleksandrovna, Master of Criminal, Civil and Administrative Proceedings, NON-STATE EDUCATIONAL PRIVATE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION "MOSCOW FINANCIAL AND INDUSTRIAL UNIVERSITY "SYNERGY", Russia, 170026, Leningradsky Ave., 80, building 46, MoscowFormation of an effective anticorruption system in the law enforcement agencies of the regionAbstract. This work is relevant at the moment due to the fact that corruption crime is currently a fairly common and traditional type of crime in the Russian Federation not only at the federal level, but also at the regional level. It is important to note that corruption is a global scourge, this problem affects both developing and developed countries, in particular, it affected the Russian Federation as a whole.Keywords: corruption, counteraction system, law enforcement agencies.Коррупция – это опасное общественно-противоправное явление, которое несет в себе использование государственными служащими и гражданами в личных интересах своих должностных полномочий, ради достижения своей цели в корыстных целях. Коррупционные преступления несут угрозу экономике государства, а также значительно подрывают доверие населения к власти. Очень важно предпринять наиболее рациональные меры, для ликвидации количества этого преступления. Во многом это будет зависеть от правовых средств в сфере противодействия коррупции, так как они являются основным залогом реализации и других мер по противодействию коррупции, такие как пропагандистские, научные, организационные, экономические и другие [1]. Во многом это зависит от самой работы системы правоохранительных органов, включая Следственное управление Следственного комитета по Владимирской области. Следственный комитет – это единая федеральная централизованная система следственных органов и учреждений, обладающая достаточно широким перечнем полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности, он является самостоятельным органом, что дает достаточно серьезный статус в правоохранительной системе, а также наиболее качественное расследование преступлений разной направленности, начиная от экономических, заканчивая насильственного характера. Также важно подчеркнуть то, что Следственный комитет вправе разрабатывать и усовершенствовать нормативные-правовые акты, связанные с их деятельностью, что позволяет еще более тщательнее подходить к решению вопросов преступной направленности, а также производить наиболее качественное и оперативное расследование преступлений разной направленности. Все это положительно сказывается на раскрываемости преступлений коррупционной направленности. Также был создан отдел по особо важным делам, с целью решать вопросы, связанные с экономическими преступлениями и не только. Данный отдел наделен особыми полномочиями в сфере производства уголовных дел по отношению к лицам высокого статуса, не только чиновников, но и сотрудников самих правоохранительных органов. Следственное управление по Владимирской области имеет скорее ряд преимуществ, чем недостатков в области противодействия коррупции. Но и недостатки тоже имеют место быть [2]. Первое главное преимущество заключается в наличии комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которая призвана решать конфликтные ситуации и внутри Следственного управления, по сколько сотрудники Следственного комитета являются Федеральными государственными служащими, соответственно часто возникают конфликты в области подкупа самих сотрудников Следственного комитета, данная комиссия как раз занимается предотвращением коррупции в самом Следственном органе [3].Следующее преимущество Следственного управления заключается в его самостоятельности, у данного органа есть свой центральный аппарат, который напрямую подчиняется Президенту Российской Федерации. Соответственно данная независимость предоставляет ряд полномочий в области производства уголовных дел в отношении самих сотрудников правоохранительных органов и лиц высокого статусного положения, где тоже распространены коррупционные преступления. Следующее преимущество заключается в прямом взаимодействии с гражданами в области коррупционных преступлений, на сайте СУ СК РФ по Владимирской области, создан целый раздел о противодействии коррупции, в котором также можно ознакомится с обстановкой коррупции во Владимирской области и изучить все нормативные-правовые акты, связанные с коррупцией, а также можно напрямую сообщить о преступлении в электронной форме, которая активно обрабатывается уполномоченными сотрудниками. Также важный плюсом является и то, что Следственный комитет имеет право издавать подведомственные ему нормативные-правовые акты и проводить их экспертизу, что существенно улучшает работу в судебной системе в области противодействии коррупции. Что касаемо недостатков, то это «текучка кадров», дело в том, что из-за не хватки кадров, одному следователю могут поручить расследование сразу нескольких уголовных дел, что соответственно негативно влияет на работоспособность и качество расследования преступлений, весьма тяжело вести производство сразу по нескольким «резонансным делам», соответственно некоторые следователи упор делают не на качество расследования преступлений, а на их количество [4]. Следующая проблема заключается в ограничении полномочий в области проведения оперативно-разведывательных мероприятий по отношению к высокопоставленным лицам, приходится делать запросы в УФСБ, чтобы получить какую-либо конфиденциальную информацию, на что тоже уходит определенное время. Также наиболее важная проблема заключается в недоверии граждан к деятельности в сфере противодействия коррупции следственных органов, дело в том, что правоохранительные органы в обществе воспринимаются не как борцы с коррупцией, а как часть коррупционной системы. Для решениях данных проблем мы предлагаем: 1) ввести персональную уголовную ответственность руководителей Следственных органов и регионов Российской Федерации за невыполнение или формальное выполнение мероприятий Национального плана по противодействию коррупции; 2) внедрить в правовую систему эффективные методы реальной ответственности за незаконное обогащение государственными служащими; 3) обеспечить действенную реализацию контроля за движением средств публичных должностных лиц и членов их семей; 4) ввести жесткую правовую ответственность за злоупотребления ситуациями конфликта интересов со стороны публичных должностных лиц; 5) обеспечить реализацию методов международного антикоррупционного сотрудничества между Следственными органами в том числе и Следственного управления по Владимирской области; 6) проводить воспитательную деятельность сотрудниками Следственного комитета, учащихся средних и высших общеобразовательных учреждений, на темы связанными с коррупционными преступлениями; 7) дать возможность Следственному управлению проводить разведывательные мероприятия, связанные с получением какой-либо секретной информации в отношении какого-либо высокопоставленного лица или лиц.CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Фиалковская, И. Д Коррупция: понятие, признаки, виды//Вестник ННГУ. – 2018. - №1 – c. 9 URL:
  • Шишкарёв, С. Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт [Электронный ресурс]: монография / С. Н. Шишкарёв. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. — 55 c. — 5-238-00862-7. — Режим доступа:
  • Шалитаев, В.Ю. Правовые аспекты деятельности Следственного комитета России в сфере взаимодействия с общественностью // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. №6. URL:
  • Официальный сайт Следственного управления Следственного комитета по Владимирской области [Электронный ресурс]: [сайт]. [2019]. URL: