Публикации ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Автор: Ильясова Гульнара Халитовна

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯБудущее есть только у того государства,которое выбирает патриотизм.Проблема патриотического воспитания молодёжи в последнее время занимает все большее место в работе соответствующих государственных структур и, как следствие, в средствах массовой информации. С развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического и нравственного воспитания граждан. Конечно, всегда существовали и те, кто не могли мириться с этим разрушительным беспределом в духовной жизни страны. Как правило, это те, кому дорога Россия, ее вековые традиции, целостность и безопасность страны. Поэтому вопрос о «воскрешении» духовно-нравственных идей россиян и об их патриотическом воспитании очень актуален. И это не случайно. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное, развитие творческих детских инициатив. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании военно-патриотического  и гражданского сознания учащихся. Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной системы гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, способного обеспечить  целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России.Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско – патриотического воспитания, это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций. Героико – патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяний героических предков.На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;  вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей предметников состоит в необходимости  искать новые формы по воспитанию гражданско – патриотических чувств молодого поколения. Прежде всего, в школе должна работать Программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом и т.д. Данная Программа может предполагать следующие формы взаимодействия педагогов и учащихся:педагог – ученик: учебные предметы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, уроки мужества,  беседы, лекции, круглые столы, конференции, экскурсии, походы, игры, вахта памяти, фестивали, смотры строя и песни и т.д.педагог – педагог: МО, открытые мероприятия, лекции, семинары, круглые столы, дистанционные олимпиады, сетевые проекты, конференции, методические разработки и т.д.В работе педагогов могут использоваться такие  педагогические технологии, как:- проектно-исследовательская деятельность;- коллективно-творческие дела;- деятельностный подход в воспитании;- педагогика сотрудничества;- технологии проблемного обучения;- проектная деятельность;- ИКТ и др. Для решения проблем гражданского и военно-патриотического воспитания молодёжи в учебном заведении могут быть выделены основные направления работы, такие как:1. Учебная деятельность2. Внеурочная деятельность3. Внеклассная деятельность4. Работа с родителямиВсё эти направления взаимосвязаны и в их рамках могут быть разработаны подпрограммы:«Я и семья». Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.Задачи:1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.Формы: беседыродительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.  «Я и мой город».Цель: воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.Задачи:1. Изучать историю родного края;2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин  города»;3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного города.Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.«Я и моё Отечество». Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.Задачи:1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.«Я – гражданин России». Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.Задачи:1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.2.   Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.4.   Участие в тематических конкурсах, выставках.5.   Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями.Гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др.Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств. На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ. В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему  воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются следующие темы: «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны», «Вооруженные Силы России», «Боевые традиции Вооруженных Сил страны», «Символы воинской чести», «Основы военной службы», «Военнослужащий - защитник своего Отечества».Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения. Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.Важное значение  имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.Формы внеурочной деятельности:- тематические классные часы;- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо-правовой тематике;- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;- праздники получения паспорта, Дня Конституции;- чествование ветеранов труда, войны, подготовка сувениров, подарков;- уроки мужества, военно-спортивные игры;- митинги, литературно-музыкальные представления, концерты  к знаменательным датам;- участие в работе по созданию Музея школы;- предметные недели;- месячник по военно-патриотическому воспитанию;- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных   фильмов на военно-исторические темы;- физкультурно-оздоровительные соревнования;- поисковые операции;- походы и экскурсии по родному краю.Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ. Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся,  по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной  войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит  от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организации и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет  родителей равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.Формы работы:- составление родословной  « Пишем родословную своей семьи»;- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о ВОВ «Загляните в семейный альбом»;- встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;- родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;- проведение игр «А ну-ка, парни!», «Богатырские потехи»;- встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – защищать Родину».Конечным результатом функционирования системы гражданско-патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России:в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;- в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.Организация гражданско – патриотического воспитания в школе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом - вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.В жизни наших ребят будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие! Молодым, сильным, умным не приемлемо находиться на окраине активной политической жизни.Библиография1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 622. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 753. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 184. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 525. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 627. Краткий справочник по педагогическим технологиямод редакцией Н. Е. Щурковой. М., 19978. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.9. Смирнова В. А. Программа патриотического воспитания 2006 – 2008 г.г.10. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.11. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.12. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 4313. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.