Публикации «Формы и методы психосоциальной работы по стабилизации коррекции состояния ребёнка». Тренинг сплочения детского коллектива

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формы и методы психосоциальной работы по стабилизации коррекции состояния ребёнка». Тренинг сплочения детского коллектива
Автор: Валиуллина Ксения Вячеславовна

«Формы и методы психосоциальной работы по стабилизации коррекции состояния ребёнка»Тренинг сплочения детского коллективаВалиуллина Ксения Вячеславовна Оглавление Введение………………………………………………………………………..... 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования сплоченности в младшем школьном возрасте………………………………………….…...........4 1.1 Понятие «сплоченность» в отечественной и зарубежной литературе ………………………………………………………........……………………..…4 1.2 Педагогические условия формирования сплоченности в младшем школьном возрасте……………………………………... …………………….7 Глава 2. Тренинг по сплочению детского коллектива «Сотрудничество-основа успеха»…………………………………………….9 Заключение……………………………………………………………………….14Список используемой литературы ……………………………………...…..... .15Введение Изучение проблемы групповой сплоченности подростков обусловлено тем, что сплоченность, помимо целей и задач групповой деятельности, мотивами, ценностями и нормами, является одной из характеристик малой группы. Важно отметить, что сплоченность представляет собой наиболее сложную и неоднозначную социально-психологическую характеристику группы. Групповая сплоченность является одним из наиболее изучаемых социально-психологических феноменов малой группы. Об этом может свидетельствовать большое количество исследований, и разнообразие подходов к пониманию природы происхождения феномена групповой сплоченности. Цель работы состоит в изучении истории и современного состояния проблемы групповой сплоченности, и выявлении факторов, способствующих развитию групповой сплоченности.Задачи:1. Рассмотреть проблему групповой сплоченности в отечественной и зарубежной психологии.2. Рассмотреть современные подходы к пониманию проблемы групповой сплоченности.3. Проработать тренинг по сплочению детского коллектива «Сотрудничество-основа успеха»Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования сплоченности в младшем школьном возрасте
  • Понятие «сплоченность» в отечественной и зарубежной литературе.
  • На сегодняшний день в психолого-педагогических исследованиях тема сплоченности коллектива является достаточно актуальной, и потому, изученной. Исследователи в различных научных областях отметают исключительную важность изучения феномена «сплоченность», в частности, для развития межличностных отношений в трудовом коллективе, в семье, в образовательной организации. Историографический анализ показал, что ранее под сплоченностью понимали «необходимое условие результативной и системной деятельности конкретной группы людей, объединенных одной целью». » [6, c. 275] Сплоченность – многогранное и сложное явление в рамках психологии группы. Согласно позиции отечественного педагога-психолога и методиста Я.Л. Коломинского, сплоченность есть по своей сути «взаимная привлекательность членов группы, а также привлекательность самой группы для ее членов» [4, c. 133]. По мнению исследователя, феномен сплоченность следует рассматривать с точки зрения ее эмоционально-ценностного содержания и наибольшее внимание уделять предпочтениям эмоциональной направленности субъективного характера. Онькова А.В., рассматривающая сплоченность малой группы с точки зрения социальной психологии, утверждает, что данный феномен можно трактовать, как «эмоционально-интеллектуальные взаимоотношения членов группы, а именно положительные (взаимное уважение, симпатия, притяжение) и отрицательные отношения» [5, c. 152]. Результаты теоретического анализа, представленные в трудах И.А. Донцова, позволяют сделать вывод, что «сплоченность – это межличностная аттракция, иными словами привлекательность одного члена группы для другого (или других), которая возникает в процессе межличностного взаимодействия и взаимного познания» [3, c. 74]. Также исследователь в своей работе отмечает, что основополагающими факторами сплоченности группы является удовлетворенность индивидов членством в данной группе и эмоциональная оценка её привлекательности. Фестингер Л. рассматривает групповую сплоченность с точки зрения коммуникативно-деятельностного подхода, а именно как систему коммуникативных взаимодействий членов данной группы. Оценку сплоченности исследователь предлагает осуществлять посредством выявления устойчивости эмоциональных контактов и их устойчивости. Следует обратить внимание, что несколько иной подход к интерпретации понятия «групповая сплоченность» развивается в отечественной психологии. Согласно исследованиям И.М. Филатовой, внутригрупповая сплоченность рассматривается в русле деятельностного подхода. По мнению автора, каждая ситуация межличностного взаимодействия членов группы является фактором возникновения социально-психологических процессов и явлений, в частности, взаимопонимания, общности интересов и позиций по отношению к тому или иному предмету или явлению, традиций и правил, ценностно-ориентационного единства. Известный отечественный психолог К.Д. Давыдов, занимавшийся исследованием групповой сплоченности, считает, что «сплоченность следует трактовать как ценностно-ориентационное единство членов группы» [2, c. 59]. Исследователь также отмечает, что, по его мнению, основным показателем сплоченности является совпадение интересов членов группы, которые касаются процесса совместной деятельности и её результатов, включающие в себя цели, задачи, принципы, способы, правила и нормы осуществления данной деятельности. Также автор отмечает, что одним из важнейших условий групповой сплоченности является степень ценностно-ориентированного единства внутри группы, а также успешности совместной деятельности её участников. Согласно позиции Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, сплоченность коллектива - это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности. Теоретический анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод, что в рамках зарубежных исследований понятие «сплоченность», как правило, рассматривают с точки зрения социально-коммуникативного подхода, ориентируясь на общение и коммуникативные связи между членами группы; в отечественных психологических исследованиях термин «сплоченность» рассматривается в русле деятельностного подхода. Иными словами, отечественные исследователи придерживаются мнения, что исследовать групповую сплоченность необходимо в процессе совместной деятельности её членов. Данный подход в психологической литературе на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в научном отношении.
  • Педагогические условия формирования сплоченности в младшем школьном возрасте
  • На сегодняшний день в педагогической науке и практике существует значительное множество подходов к определению термина «педагогические условия», а также их структуры и основных характеристик. Так, организационно-педагогические условия рассматривали в своих трудах В.А. Беликов, Е.И. Козырева и А.В. Сверчков; психолого-педагогические условие нашли отражение в работах Н.В. Журавской, А.В. Лысенко и А.О. Малыхина; М.В. Рутковская, в свою очередь, акцентирует внимание на дидактических условиях. Анализ научно-теоретической литературы и подходов к определению понятия «педагогические условия» позволил выявить наиболее характерные признаки педагогических условий: 1. Педагогические условия представляют собой совокупность возможностей образовательной и предметно-пространственной среды, реализация которых в рамках учебного и воспитательного процесса способствует оптимизации педагогического воздействия и эффективности образования в целом. 2. Педагогические условия есть по своей сути целостная система мер оказываемого воздействия, ориентированная на личностное и всестороннее развитие всех субъектов образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует более эффективному решению задач в условиях образовательной среды. 3. Педагогические условия представляют собой совокупность мер педагогического воздействия, которые, в первую очередь, обеспечивают развитие личности, воспитание и обучение, иными словами ориентированы на личностный аспект педагогической системы.[1] По мнению современных исследователей О.П. Андреевой и И.А. Фархшатовой, на различных возрастных этапах обучение процессу межличностного взаимодействия складывается, в большинстве своем, по-разному. Авторы отмечают, что одним из наиболее благоприятных возрастных периодов формирования коммуникативных навыков, общительности, культуры общения и культуры поведения в процессе взаимодействия является младший школьный возраст. Так, именно в младшем школьном возрасте развиваются умения контроля собственных эмоций, появляется эмпатия, ведущий вид деятельности меняется с игрового на учебный, возникает повышенная потребность к самоутверждению, а также к получению новой информации, актуализируется интерес в общении с окружающими – педагогами и сверстниками. На основании вышесказанного следует отметить, что в младшем школьном возрасте особое значение в рамках развития положительных межличностных взаимоотношений в коллективе школьников, формирования сплоченности обучающихся и коммуникативных компетенций играет именно педагог начального образования.Глава 2. Тренинг по сплочению детского коллектива «Сотрудничество-основа успеха»Предлагаемый тренинг содержит в себе парные задания и групповые упражнения, которые подталкивают участников к осознанному партнерству, прививая умение взаимодействовать и вместе решать творческие задачи.Данный материал может быть интересен школьным психологам, учителям, педагогам дополнительного образования.Цель: сплочение детского коллектива.Задачи: Развитие чувства коллективизма, способности понимать других.Возраст участников: 10-15 летОптимальное число участников: 10 – 14 человек.Оснащение занятия: Кабинет, освобождённый от мебели, стулья по числу участников (заранее подготовленные).Педагог – Здравствуйте дорогие ребята, традиционно мы начинаем наше занятие с игры «Я сегодня вот такой». Ход игры:Дети стоят в кругу. Педагог первым выходит в круг и произносит фразу: «А я сегодня вот такая!» Сопровождает ее каким – либо действием и мимикой, «отражающими» его настроение (например, педагог послала детям воздушный поцелуй). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Дарья Александровна сегодня вот такая!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.« Вслепую»Задание призвано помочь учащимся учиться сосредоточению внимания на своем партнере, результатом чего является создание доброжелательной атмосферы, сотрудничества и доверительных отношений, а также ощущения взаимной ответственности.Для этого учащиеся разбиваются на пары, причем лучше всего, если партнерами оказались незнакомые или малознакомые дети. Они встают в центр кабинета, и педагог озвучивает задачу.Педагог: Возьмитесь за руки. Посмотрите на них внимательно, изучите руки партнера (2—3 минуты). Закройте глаза и не открывайте их до окончания игры. Эта игра понравится Вам и окажется значимой только при соблюдении нескольких правил:• до моей команды все находятся в игре, не открывая глаз;• разговаривать нельзя;• во время игры вы соблюдаете все меры предосторожности, чтобы не удариться самим и не нанести вреда товарищам.Комната освобождена от мебели.Педагог: Вы должны ходить по кабинету с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками, ладонями наружу и полусогнутыми в локтях. Не волнуйтесь, я прослежу за тем, чтобы вы не наткнулись на что-либо острое. Суть задания в том, чтобы за 5-7 минут вы нашли своего партнера только по рукам, т.е. на ощупь и молча. Если вы решите, что товарищ найден, просто останьтесь стоять в паре до того момента, когда я разрешу вам открыть глаза. Лишь после этого вы сможете узнать, насколько хорошо вы запомнили руки партнера и опознали его практически вслепую.Рефлексия.— Какие чувства вызвало упражнение?— Насколько уверены вы были в правильности своего выбора? Что внушало вам уверенность?— Как вы пытались запомнить руки партнера? На какие признаки обращали внимание?— Опишите ваш процесс поиска. Как долго вы продолжали его? Какие чувства испытывали, сталкиваясь с «чужими руками»?«Поводырь»Педагог: Разбиваемся на пары и в каждой паре определяем, кто из участников получает первый, а кто — второй номер. Первый будет исполнять функции поводыря, ведущего. Второму поначалу предстоит быть ведомым: он будет выполнять упражнение с закрытыми (или завязанными) глазами. «Ведомому», придется освоиться с новой ролью, с потерей одного из органов чувств, и попытаться заменить временно утраченную способность видеть окружающий мир обостренным внимательным слушанием, мобилизацией интуиции. Понятно, что от ведомого потребуется также доверие к своему партнеру-поводырю, берущему на себя ответственность за благополучие и безопасность товарища.Для выполнения упражнения нам потребуется все пространство комнаты. «Поводырь» проверяет готовность своего партнера к упражнению: если глаза ведомого завязаны, не давит ли ему повязка? Есть ли какие-то проблемы? Все готовы? Тогда я объявляю первый этап. Поводырь встает за спиной «ведомого» и кладет ему руку на плечо.По ходу движения поводырь направляет своего товарища только с помощью руки, не давая никаких дополнительных команд.Педагог - Закончился первый этап упражнения. Теперь я прошу ведущего стать лицом к «ведомому». Протяните друг другу руки так, чтобы ладонь ведущего была внизу, а ведомого — легла сверху на ладонь поводыря. На втором этапе вам предстоит пройти маршрут именно в такой «гибкой» связке. В то же время старайтесь не терять контакта между ладонями: рука ведомого не должна соскальзывать с руки ведущегоы продолжаем упражнение и вновь меняем стиль ходьбы. Поводырь встает сбоку или сзади ведомого без всякого физического контакта с ним. Теперь вам предстоит пройти совместный маршрут лишь с помощью словесных указаний.Педагог - хочу поблагодарить всех поводырей за ответственное выполнение задания. Спасибо следует сказать и ведомым, которые с доверием отнеслись к своим товарищам. Поблагодарите друг друга. Сейчас по моей команде вы получите возможность испытать те же чувства, которые только что пережил ваш партнер: вам предстоит поменяться ролями.Рефлексия.После окончания упражнения усаживаемся в круг и рассказываем о своих впечатлениях в ходе игры.Педагог - Что вы чувствовали, когда были ведомым? Легко ли доверить себя другому человеку? Чего вы боялись больше всего? Какое отношение вы испытывали к ведущему? Кто безоговорочно верил своему поводырю? Почему? Что заставляло вас с недоверием относиться к вашему партнеру? Какие чувства вы испытывали, будучи ведущим?«Отвечай за себя!»Педагог: Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними.Внимание!!! Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения, ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров.Педагог - Прошу группу построиться в круг.выстройтесь в шеренгу по росту;• образуйте два круга;• выстройтесь в три шеренги с равным количеством участников;• образуйте три квадрата;• образуйте четыре треугольника;• изобразите живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха»...«Не пустите Зою в круг»Инвентарь - стулья по числу игроков.Ход игры.Стулья ставятся по кругу, спинками наружу. Все участники кроме педагога садятся, один стул остается пустым. Педагог находится в центре круга. Каждый раз, когда он старается занять свободный стул, игроки быстро пересаживаются влево и стул как бы убегает от него. Если педагогу все же удается сесть, его место занимает игрок, который не успел ему помешать.«План-перехват»Стулья ставятся по кругу, сиденьями внутрь, участники берутся правой рукой за спинку стула, немного наклоняя его на себя. Задача – отпустив свой стул (не ставя его, а просто выпуская из руки), передвигаться от стула к стулу, перехватывая их до того, как они упадут. Если упадёт хоть один стул, всё начинается сначала. Игра считается законченной, когда участники пройдут весь круг и вновь вернутся на свои изначальные места. А пройти эту игру успешно можно лишь тогда, когда участники сообразят, что двигаться нужно строго синхронно, т.е. на счет: «раз, два, три и т.д.».«Счёт до десяти»Это упражнение требует от участников координации действий, максимальной внимательности и немалого терпения.Задание: Группа садится в круг, после чего участники должны сосчитать от одного до десяти, называя цифры по порядку. Произнести цифру может только один игрок и лишь один раз за игру. Сложность в том, что в этой «считалочке» нет никакой очередности, поэтому никто не знает, кто и когда вступит в игру. Любая попытка игроков словами или жестами договориться об очередности сразу пресекается. Поэтому зачастую сразу несколько игроков, не зная, о планах друг друга, называют следующую по порядку цифру. В этом случае игра начинается заново и так до тех пор, пока участники не проявят максимум собранности, чтобы предугадать действия других игроков и не назвать цифру одновременно с другими.Педагог: Молодцы!!! А в завершении нашего занятия, я прошу Вас создать «Скульптуру чувств». Группе дается задание: выбрать определенную эмоцию, которую они испытывают по завершению занятия и представить ее в виде многофигурной статической композиции.Заключение В рамках зарубежных исследований понятие «сплоченность», как правило, рассматривается с точки зрения социально-коммуникативного подхода (проявляется в общении и коммуникативных связях между членами группы); в отечественных психологических исследованиях термин «сплоченность» рассматривается в русле деятельностного подхода. Создание благоприятной психологической обстановки в процессе формирования сплоченности коллектива обучающихся младшего школьного возраста является условием реализуемом в начале каждого коммуникативного тренинга с использованием упражнений: «Я хочу тебе подарить…», «Ты – лев», «Комплимент», «Добрые слова», «Поздороваемся», «Веселый счет», «Рисунок моего Я», «Передай эмоцию». Предложенный тренинг может быть применен педагогами и специалистами на базе образовательного учреждения для формирования сплоченности детей младшего школьного возраста.Литература
  • Акименко Е.А., Акименко Д.В. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взаимодействия // Социология государственного и муниципального управления. 2019. С. 144-147.
  • Давыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива. М.: Кадры, 2005. 208 с.
  • Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 2000. 128 с.
  • Коломинский Я.Л. Основы психологии: учебное пособие. М.: АСТ, 2010. 351 с.
  • Онькова А.В. Сплоченность малой группы как предмет социально-психологического анализа // Аллея науки. 2018. № 1(17). Т.1. С. 152-156.
  • Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной литературе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №2 (23). Т.7. С. 275-278.