Публикации Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Колесникова Виктория Олеговна

Сенсорное восприятие в системе развития познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речиРазвитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны - это система звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.Развитие восприятия ощущения и - это необходимый элемент формирования мыслительных процессов у ребенка. Формирование сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.Успех речевого, умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей.Многие исследователи отмечают, что сенсорное развитие детей с нарушениями речи разного уровня имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении свойств, а главное - в обозначении этих свойств одним словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур (плоских и объемных), испытывают затруднения в ориентировке в пространстве и во времени.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:
  • их форме,
  • цвете,
  • величине,
  • положении в пространстве,
  • запахе,
  • вкусе и т. п.
  • Именно ранний дошкольный возраст является благоприятным временем для совершенствования деятельности органов чувств и накопления знаний об окружающем мире.Так, для познания окружающего мира выделяют пять сенсорных систем: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.Сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, не заучивая ее механически.В работе с детьми с общим недоразвитием речи стимулируется несколько видов восприятия. Используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание. При отсутствии возможности работы с реальными предметами и вещами рекомендуется использовать картинки и игрушки, их замещающие либо приближённые к реальности.Игры направлены на разностороннее развитие личности дошкольника.Развитие концентрации слухового внимания“Узнай, что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”, «Где позвонили?», “Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные киндеры”, “Повтори за мной” и т.п.Развитие ритмикиЭто хлопки в ладоши, отстукивание ритма ногой, на металлофоне, барабане и т.п. Виды заданий могут быть следующими:- Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на данной карточке;- Сосчитать, сколько раз хлопнул воспитатель и поднять карточку с соответствующей цифрой (или показать карточку с нужным количеством точек). Ритм задается от простого к сложному;- Воспроизведение определенного ритма по образцу учителя-логопеда или воспитателя;- Выполнение упражнений на развитие динамического праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики здороваются” (в различной интерпретации).Развитие тактильного восприятия:“Чудесный мешочек”“Поймай киску”“Угадай на ощупь», « Из чего сделан этот предмет?”Развитие тактильно-двигательного восприятияЛюбые игры с разнообразными предметами:Сенсорные дорожки.Губки шершавые.Шишки сосновые и ольховые.Мячи.Щетки с длинным жестким ворсом.Прищепки (обычные, с цифрами, с буквами, с различными изображениями).Мелкие игрушки от киндер-сюрприза.Игрушки пальчикового театра.Набор “Веселые бусинки”.Пуговицы (разных размеров, цветов, форм, с разным количеством дырочек).Разноцветные декоративные камни.Камешки Марбл.Развитие зрительного восприятия
  • «Чего не хватает?», «Что изменилось?».
  • «Четвертый – лишний», «Что не так?»
  • «Найди отличия на картинке».
  • «Нелепица».
  • «Посмотри и запомни».
  • «Узнай по следам», «Чья здесь тень?».
  • «Разрезные картинки».
  • «Узнай целое по его части».
  • Вся игровая деятельность и упражнения по сенсорному воспитанию соответствует задачам ФГОС и ведется в интеграции познавательных областей.В результате сенсорного воспитания дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, улучшается мелкая моторика, активизируются все виды памяти, развиваются внимание и наблюдательность. Происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется самостоятельность в познавательной и практической деятельности.Работа по сенсорному воспитанию строится на основе тесного взаимодействия ребенка, воспитателя, учителя-логопеда и родителей.Литература:
  • Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  • Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  • Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015.