Публикации
Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет
Автор: Рынова Юлия Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет
Автор: Рынова Юлия Васильевна
Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 летЦелью нашего исследования является изучение педагогических условий для развития графо-моторных навыков у детей 5-7 лет с ОНР с использованием нетрадиционных техник.Обучение письму и овладение навыком письма являются ценными элементами овладения письменной речи, благодаря которой ребенок может передавать собственные мысли. Основными единицами обучения письменной речи, по мнению М.М. Безруких являются: графический навык и мелкая моторика, в совокупности их можно объединить в понятие «графо-моторные навыки».Графо-моторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.Рассматривая процесс развития графо-моторных навыков с физиологической и психологической стороны, мы наблюдаем, что его структура многокомпонентна, механизмы сложны, на развитие навыка влияют различные факторы.Для развития графо-моторных навыков дошкольник должен быть подготовлен, важной предпосылкой к этому является сохранность пространственного восприятия и представлений: зрительно-пространственных, сомато-пространственных представлений (ощущений своего тела в пространстве), абстрактных пространственных представлений (левого, правого). Прикладные и научно-теоретические исследования Б.Г. Ананьевой, В.В. Бушуровой, О.И. Галкиной, М.А. Гузеевой, Л.А. Кладницкой, А.Р. Лурии, Е.Ф. Рыбалко отмечают значимость для детского развития своевременного формирования пространственных функций, тесную связь между становлением познавательной деятельности и развития школьных навыков и умений, одним из которых является графо-моторный навык [1].Ещё одним условием эффективного освоения навыка письма служит достаточный уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза по А.Н. Гвоздеву, Л.Е. Дуровой, Г.А. Каше, Д.Б. Эльконину. К моменту, когда ребенок поступит в первый класс, важно чтобы у него были сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи, и он владел практическими навыками дифференциации фонем родного языка.Согласно данным психологов и физиологов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках, так необходимых при письме.Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому подготовку к письму надо начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всего периода.Использование нетрадиционной техники в процессе подготовки руки к письму создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для успешного овладения школьником письменной речью.Мы предполагаем, что у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи могут отмечаться трудности в овладении письмом, что обуславливает необходимость в использовании нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте.В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс подготовки руки к письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности; использование элементов трудовой деятельности (ручного труда); использование наглядно-игровых методов обучения Приведем примеры видов работ, которые представлены в разработанной нами программе формирования графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием нетрадиционных техник рисования.На подготовительном этапе будут проведены занятия на темы: «Летний луг» (печатание по трафарету), «Животные, которых я сам придумал» (кляксография), «Первый снег» (монотипия), «Елочка нарядная» (рисование пальчиками), «Узоры на стекле» (рисование с помощью свечей). В процессе этих занятий у детей будет развиваться положительная мотивация, познавательный интерес к занятиям, формироваться мелкая мускулатура пальцев рук, зрительно – двигательная координация.На основном этапе формирующей работы будут проведены занятия на темы: «Обои в моей комнате» (оттиск поролоном), «Я в подводном мире» (рисование ладошкой), «Матрешки» (рисование пальчиками), «Открытка для мамы» (печать по трафарету), «Весеннее настроение» (карандашные стружки), «Космос» (набрызг, печать поролоном по трафарету), «Пингвины на льдинах» (оттиск поролоном), «Подснежники для моей мамы» (рисование пальчиками). В ходе проведения этих видов работ дети с ОНР знакомятся с различной техникой рисования, закрепляют умения составлять простые узоры, используя примакивание, печатание. У них совершенствуются навыки работы с различными техниками рисования, укрепляются мелкие мышцы пальцев и кистей рук. Развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки.На заключительном этапе планируется проведение занятий на темы: «Чудесный букет» (монотипия), «Как я люблю одуванчики» (тычкование), «Березовая роща» (рисование с помощью свечей), ««Сады цветут»» (рисование пальчиками), «Черепахи на прогулке» (тычкование). Таким образом, мы предоставляем детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. Одновременно подготавливаем руку к письму, добиваясь свободного движения руки с палочкой, оттиском, поролоном во время рисования.В результате организованной таким образом коррекционно-педагогической работы у старших дошкольников с ОНР формируются следующие графо-моторные навыки: умение удерживать предмет тремя пальцами, контроль силы пальцев и быстроты их движений, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, самостоятельность, сосредоточенность, умение расслаблять мышцы и снимать мышечную напряженность, а также ловкость движений рук в целом. ЛитератураКумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Ф. Кумарина. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.