Публикации
Как определить родителю готовность ребенка к школе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как определить родителю готовность ребенка к школе.
Автор: Скороходова Ольга Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как определить родителю готовность ребенка к школе.
Автор: Скороходова Ольга Владимировна
Как определить родителю готовность ребенка к школе. В возрасте от 6,5 до 8 лет детей принимают в первый класс.Конечно , можно и в 6 с небольшим,но на это нужно разрешение определенной комиссии.Оптимальным же считается возраст 7 лет.Поэтому то и родители озадачиваются вопросами: -"Готов ли ребёнок к школе ?"-"Какие навыки должны быть освоены в дошкольном периоде?"-"Как тренировать их дома?"-"Когда выбирать учебное заведение и подавать документы" Много можно судачить об эффективности «Филиппинского теста», ( когда просят ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой; ребенок в возрасте 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки), можно руководствоваться главными критериями «школьной зрелости» вместе с психологом ( но и тесты бывают либо легки , либо сложны - нет единой системы, которой руководствовались бы специалисты), можно проводить различные тесты и на их основе делать те или иные выводы (опять-таки как дилетант...), кто-то твердит о признаке физиологической зрелости ребенка в этом возраст и количество постоянных зубов, утверждая, что к 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока...Что же делать спросите Вы?Всё очень просто....Просто наблюдайте, сопоставляйте, убеждайтесь!Первый пункт тесно связан с работоспособностью, ведь от её уровня зависит, насколько успешно ребёнок овладеет программой 1-го класса.Здесь немаловажно будет приучать будущего ученика к выполнению любого задания до конца. Не бросать начатое на середине и идти вперед и также умение заниматься одним делом, не отвлекаясь в течение 40 минут.Итак,первое... У ребёнка прошел полуростовой скачок- осуществление за счет удлинения конечностей, в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого. После полуростового скачка организм становится надёжнее в биологическом смысле, а значит – работоспособнее.У ребёнка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе. Вот и плюс в колонке готовности.Второе, немаловажное! У ребёнка есть желание идти в школу. Он осознает важность и необходимость учения. Им в том числе движет мотивация учиться ради признания и одобрения значимых для него других людей. Он может поддержать беседу, отстаивать свое мнение, не обижаться на "недобрых детей", достаточно легко общаться с другими детьми, адекватно вести себя.Чтобы желание учиться закрепилось у ребёнка, родителям следует всячески поддерживать его. Будущий школьник с радостью рассматривает школьные вещи: тетради, рюкзак, ручки, карандаши, играет «в школу» («учитель-ученик»)Ставим второй плюс в графе "готов".Шагаем дальше. Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.«Приготовили пенал. Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем , дам тебе конфету » — ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.Если и это в норме,то мы движемся в верном направлении. Неверным является утверждение родителей:"В школе научится, для этого туда и отвожу!"Соглашусь- научим.Только легче воспринимать ,когда знаком был когда-то с материалом или слышал ,видел, чем беспорядочно хватать непонятные слова и повторять непривычные действия.Постарайтесь, чтобы Ваш ребенок знал ответы на элементарные вопросы (Как зовут его и родителей, сколько ему лет и когда день рождения, адрес проживания и профессию родителей; в идеале -в каком городе он проживает, в какой стране, знать столицу нашего государства , государственные символы и президента)Он должен уверенно и правильно держит карандаш, линии четкие, соединения точные.Если карандашом работает плохо, линии рисует «лохматые», соединения неточные - работаем на тренажерах.Предложите ему запомнить 10 картинок с изображением предметов.Готов к школе, если запоминает 4 - 6 картинок, посмотрев один раз; 8 - 10 картинок, посмотрев 3 - 4 раза. Через час может вспомнить 5 - 10 картинок. Если с этим трудности,т о и тут свой секрет – представьте, что вы в комнате и рассадите картинки по движению, связав это в рассказ.Тогда при повторной "экскурсии" по комнате он с легкостью вспомнит кто где сидит.Прочитайте ребенку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать.Он готов к школе, если пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, строит фразы правильно, отвечает на Ваши вопросы по тексту полным ответом.Выполняет?За эти все пункты легко ставим плюс или даже три)))Ребенок должен уметь управлять своим поведением. Кроме того, ведущую роль играет умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, не отвлекаться.Чтобы этого добиться нужно давать домашние поручения и отслеживать их выполнение, приучать из множества решений выбирать одно, учить планировать дела, играть по правилам.У него хорошая мелкая моторика. Чем выше она развита (движения кистей и пальцев рук), тем выше развитие речи и мышления ребёнка.Следующим плюсом будет то,что у потенциального школьника правильная и отчётливая речь.Смело рисуйте плюс, если он достаточно хорошо ориентируется в пространстве, подвижный, ловкий.Немаловажно и то,что ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).О достаточном кругозоре говорят развернутые и конкретные представления о мире. Его речь содержательна, он любознателен?-это верный плюс.И в заключении...если формированы такие интеллектуальные умения как сравнение, обобщение, установление закономерностей, то и это верный признак готовности к школе.Из всего перечисленного , делаем вывод, ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учеба требует запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы окружающего мира, уметь планировать свою деятельность. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «школьной зрелости» — многогранное, охватывает все сферы жизни ребёнка.Если в вашем опроснике минусов больше двадцати пяти процентов,и наблюдается низкий уровень школьной зрелости, год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации ребёнка. Хоть он и не будет дотягивать по уровню знаний по общепринятым нормам, но не будет испытывать проблемы в психоэмоциональном плане в новой для себя обстановке. Ведь трудности в учебе преодолимы. Однако сложная адаптация в первом классе может отрицательно отразиться на дальнейших образовательных успехах. Главное – не отвернуть ребёнка от школы,а задать движение и подкинуть уверенно с трамплина беззаботного времяпрепровождения в учебный увлекательный мир.