Публикации ПОХВАЛА и КРИТИКА в работе педагога-психолога с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОХВАЛА и КРИТИКА в работе педагога-психолога с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Автор: Папушина Елена Александровна

ПОХВАЛА и КРИТИКА в работе педагога-психолога с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.В службе содействия семье и детям педагогу-психологу в работе по выходу семьи из трудной жизненной ситуации, для коррекции нежелательного поведения членов семьи необходим особенный инструмент социального взаимодействия, который поможет подобрать "ключик" к каждому обратившемуся к нам за помощью. Одним из значимых условий успешного взаимодействия с нашими клиентами является предоставление им своевременной обратной связи, то есть отклика, в самом широком понимании ответной реакции на получаемую информацию или совершаемое действие специалистов. Важно, чтобы при общении получатель наших услуг правильно понимал смысл сообщения, который имеет в виду специалист.Все мы - и мужчины и женщины, и добропорядочные и нерадивые граждане - нуждаемся в похвалах тому, что мы сделали и что, на наш взгляд, стоило нам труда. Когда мы сообщаем своим клиентам о том, что они делают что-то хорошо или сделали что-то в лучшем виде, в некоторых случаях это очень важно и даже жизненно необходимо. Однако, чрезмерное постоянное позитивное воодушевление и подбадривание, а также мотивирующие отзывы не способны сделать наших клиентов гораздо умнее в житейских вопросах, эффективнее и продуктивнее в профессиональной деятельности, не стимулируют их отказаться от вредных привычек (употребления алкоголя, ПАВ). Постоянная похвала, скорее всего, даст обратный эффект, который может оказаться неожиданно разрушительным. Излишняя похвала превращает совершенно нормальные поступки в исключительные и экстраординарные, а настоящая исключительность теряет всю свою ценность. Из вышесказанного получается, что в своей работе педагог-психолог должен акцентировать свое внимание на критике? Но захочет ли кто-нибудь жертвовать своим "Я"? Никому не понравится, если его будут все время критиковать (даже за дело) и постоянно ему указывать на то, что у него не получается или получается не очень хорошо. Постоянная критика похожа на запугивание. Часто специалист попадает в ловушку хваля или критикуя нерадивых родителей. Похвала или критика в чистом виде - это не конструктивная обратная связь. Так же, как и в других сферах жизни, чувство меры и баланс играют очень важную роль. Для наглядности можно привести пример одного из экспериментов: на протяжении семи экспериментальных сеансов «подставные» участники опыта высказывали похвальные или, наоборот, критические замечания по поводу выполнения заданий испытуемыми. Самого большого уважения удостоились те, кто сначала критиковал испытуемых, а потом стал хвалить их. Люди склонны особенно уважать тех, кто, покритиковав. способны затем оценить достоинства. Мы мало уважаем тех, с чьей стороны в наш адрес раздается только критика, но еще меньше тех, кто, похвалив нас, переходит вдруг на систематическую критику.Похвала и критика – это личные суждения. Такая информация, как правило, общая и расплывчатая, ориентированная на человека и основана на мнениях или чувствах специалиста. Найти правильное соотношение похвалы и критики относительно каждого клиента, получить отклик, стойкий положительный результат - это задачи, которые каждодневно приходится решать специалистам службы содействия семье и детям.  Педагог-психолог выступает в качестве "любящего критика", не склонного к излишнему критиканству, но, в то же время, высказывающего свое мнение, не боясь потерять расположение .