Публикации Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурно-историческому наследию родного края"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурно-историческому наследию родного края"
Автор: Римма Ильсуровна Мулюкова

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурно-историческому наследию родного краяМногие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей чувство любви к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Каждый человек тысячами нитей связан со своей «малой Родиной». У каждого города, посёлка, улицы, уголка на карте - своё лицо, своя история, порой восходящая к легендам.В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как они являются основами жизнеспособности любого общества и государства.Уже в раннем возрасте у ребёнка складывается комплекс устойчивых мотивировок к учению и личностное восприятие общественной культуры. Чтобы ребёнок научился понимать и любить Родину, он должен познать истоки истории родного края, почувствовать окружающую его природу.Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний и развития личностных качеств ребенка. Я считаю, что изучение родного края является одним из важнейших направлений в работе современной школы.Реализовать это направление можно через урочную и внеурочную деятельность.Главной целью моей работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.  На достижение этой цели направлена реализация следующих  задач:- формирование компетентностного подхода в обучении;- расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через изучение краеведческого материала;- развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний;- воспитание любови к своему краю, малой родине, интереса к истории на доступном для учащихся материале.В работе я использую разнообразные технологии:
  • Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в учении.
  • Исследовательские методы. Это дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что очень важно при формировании мировоззрения.
  • Проектные методы обучения. Работая по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
  • Обучение в сотрудничестве. Основная идея технологии - учиться вместе (групповая работа учащихся)
  • Технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, игровых и других видов обучающих игр. Они позволяют расширить кругозор учащихся, развивать познавательную активность, формировать определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
  • Изучение краеведческого материала на уроках истории, позволяет ученикам понимать, что история нашего края развивается во взаимодействии с историей страны.Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период позволяет сделать многие события отечественной истории более близкими и понятным для учащихся. По новой линейке учебников, в соответствии с историко-культурным стандартом, после изучения отдельных разделов, отводятся уроки для изучения истории родного края.Особенно широко используется краеведческий материал при изучении тем по истории страны в годы Великой Отечественной войны. Учащимся предлагается написать исследовательскую работу по темам: «Альметьевск в годы войны», «Герои войны», «Мой прадед» и др. Включение во внеурочную деятельность краеведческого материала способствует развитию понимания школьниками социальной реальности в ее повседневных проявлениях, приобретению опыта позитивного отношения к ценностям окружающего общества и опыта самостоятельного поведения и общественного действия в социально значимой ситуации. В процессе внеурочной деятельности продолжается личностное развитие и духовно-нравственное воспитание ребенка. Проектная деятельность дает опыт самостоятельного действия, обучающиеся приобретаются те качества, которые необходимы в реальной жизни, формируется готовность к поступку. Таким образом, у младших школьников формируются коммуникативная, социальная, гражданская, этическая компетентности.