Публикации
Работа с блоками Дьенеша для развития элементарных математических представлений
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с блоками Дьенеша для развития элементарных математических представлений
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с блоками Дьенеша для развития элементарных математических представлений
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна
Работа с блоками Дьенеша для развития элементарных математических представленийОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности, математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения даны не во многих. Наиболее эффектным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.Развивающие блоки Дьенеша – отличный материал для формирования элементарных математических представлений, образно – логического мышления, восприятия и других психических процессов. Игровые упражнения можно начинать с 4 лет и усложняя давать задания и старшим дошкольникам. Играя с блоками, можно решить следующие задачи: Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов; Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем); Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения; Развивать пространственные представления; Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Развивать словесно – логическое мышление. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, у детей тренируется память, внимание, восприятие. Работу по блокам Дьенеша я провожу в течение нескольких лет. Чтобы брать упражнения и игры с блоками на занятия по математике, в начале года я проверяю уровень развития каждого ребенка. Для этого я провожу различные упражнения: например, я показываю красный треугольник и прошу показать фигуру, отличающуюся по цвету, или показываю большой квадрат, а дети должны показать фигуру, отличающуюся по размеру.Затем я стала включать упражнения и игры в занятия по математике. На первом этапе упражнения и игры проводились только в начале занятия, в качестве разминки или подготовки к новой теме. Потом игры проводились и в ходе самого занятия. С помощью этих игр мы и знакомились с новой темой (тема «Четырехугольник», «Квадрат»), и закрепляли изученный материал (тема «Геометрические фигуры»). В зависимости от темы и цели занятия, я использую одну или две игры; так как эти игры требуют больших затрат времени в связи с большим количеством материала больше использовать игр на занятии не удается.После проверки уровня развития детей мы приступаем к играм и упражнениям первых трех групп:выявление и абстрагирование свойств; сравнение; классификация и обобщение. В игре «Построй дорожку» дети выделяли определенное свойство в предмете и абстрагировали это свойство от других. В ходе строительства они должны были следовать определенным правилам. Мы строили мостики через речку, строили дорожки к домикам трех поросят, помогали Красной Шапочке убежать по тропинке от Волка, строили дорожки для семерых козлят. Все дети успешно справлялись с этими заданиями, но некоторые делали это быстро, а некоторым требовалось время.В игре «В какой квартире живет гном?» – ребята должны были определить нужную им фигуру, ориентируясь на три свойства этой фигуры. Они должны были определить не только форму, но и цвет, а также размер фигуры. Часть детей быстро справилась с этим заданием, некоторым потребовалось больше времени, но были дети, которые совсем не справились с заданием.Брала я на занятия и игры четвертой группы на логические действия и операции. В игре «Угадай, что за фигура» дети должны были расшифровать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям. Дети не просто показывали нужную фигуру, но и объясняли правильность своего выбора. Так как это задание очень сложное и требует определенных мыслительных операций, не все дети справились с ним.С помощью данных упражнений и игр у детей значительно улучшилась память; внимание стало более концентрированным и осмысленным, так как из большого количества предметов детям нужно выбрать то, что подходит по указанным в игре свойствам. Дети умеют оперировать различными свойствами предметов, у них развиваются мыслительные операции и умения, которые нужны им как для предматематической подготовки, так и для общего интеллектуального развития. Дети учатся работать не только головой, у них развивается речь, ведь им надо уметь доказать правильность того или иного выбора, оперируя математическими терминами.По уровню овладения операциями с блоками Дьенеша детей можно условно разделить на три группы:I группа – дети, которые легко и быстро справляются с заданиями и могут аргументировать свой ответ; II группа – дети, испытывающие некоторые затруднения, им на задания требуется больше времени; III группа – дети, которым доступны только самые простейшие задания, с более сложными заданиями они не справляются. В будущем я планирую продолжать работу по блокам Дьенеша и брать их не только на занятиях, но и в индивидуальной работе с детьми. На занятиях я планирую брать больше игр на логические действия и операции, чтобы развивать у всех детей способность к логическому мышлению, умение производить операции в уме, уметь оперировать сразу несколькими свойствами предметов.