Публикации Конспект открытого занятия "Геометрические фигуры"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого занятия "Геометрические фигуры"
Автор: Наталья Владимировна Карпова

Конспект дефектологического занятия

Дата проведения: 07.12.2021г

Тема:Геометрические фигуры.

Учитель-дефектолог: Карпова Наталья Владимировна

Форма проведения: подгрупповая.

Типзанятия: коррекционно- развивающее,обобщение и систематизация знаний, 4 класс

Виды деятельности: игровая, творческая, познавательная

Цель:создать условия для закрепления и систематизации элементарных представлений о геометрических фигурах.

Задачи:

Образовательные:

1.Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: плоские -круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб.; объёмные -шар, куб, конус, пирамида.

2.Учить конструированию из геометрических фигур.

3.Развивать умениесоотносить инаходить форму геометрических фигур в реальных предметах и объектах.

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицироватьгеометрические фигурыпо самостоятельно выделенному признаку;

2.Развиватьи корригироватьпамять, пространственную ориентировку,тактильно-двигательные ощущения через «ручные» виды деятельности;

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к игровым заданиям.

2. Формировать положительную мотивацию на занятиях.

3.Воспитывать волевые черты характера впроцессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Методы:

1.сюжетная игра-путешествие,дидактическиеигры;

2. словесные: беседа, объяснение;

3. наглядные- геометрические фигуры, предметы ближайшего окружения, образец для аппликации, использование ИКТ.

Планируемые результаты:

1. Предметные: закрепить умения различать и называть геометрические фигуры; сравниватьгеометрические фигуры с предметами похожей формы.

2. Метапредметные:

- коммуникативные - объяснять содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний о названиях геометрических фигур;

- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- познавательные – устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания.

3. Личностные: формировать положительную мотивацию к повторениюи закреплениюматериала; рефлексия.

Оборудование:

Ноутбук, коробка с письмом икартой, атрибуты пиратов, мешочек с предметами, дидактическая игра «Пазл», слайды с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал), слайды «Остров», «Зашифровщик», Танграм, сундук с сокровищами (набор деталей дляаппликации) и пиратский флаг.

Этапы и задачи

занятия

Методы и приёмы коррекционной работы, задания

Оборудование

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный.

Организовать и расположить ребят к учебной деятельности.

Положительный мотивационныйнастрой на занятие.

Наглядный, игровой

Коробка с письмом и картой, с пиратскими атрибутами.

Учитель приветствует учеников. Знакомится.

-Ребята, сегодня утром я получила необычную посылку. А что в ней?Посмотрим?Карта и письмои странные платки!Как вы думаете, кто нам могвсё этоприслать и зачем? (ответы детей)Давайте прочитаемписьмо!

Вместе с детьми читает письмо.

-Ну, что, ребята, отправимсяна остров для поиска сокровищ?

Ученики отвечают на приветствие, на вопросы учителя и вместе с учителем читают письмо.

Ученики отвечают: да-да

2.Вводный этап.

Целеполагание.

Наглядный показ карточек с изображением геометрических фигур.

Игровой метод (переодевания в пиратов).

Показ слайда «Остров»

Определение на какую геометрическую фигуруостров похож.

1.слайд

Атрибуты пиратов(пиратские платки)

2 слайд

Карточки с объёмными фигурами.

-Но прежде, чем мы отправимся в путь, давайте вспомним геометрические фигуры?

Молодцы, вы отлично знаете все фигуры.

-Тогда давайте мы сейчасстанем настоящими пиратами.

Учитель одевает пиратскую шляпу, детям повязывает банданы или платок на шею.

-Ребята давайте посмотрим, как выглядит остров, на который нам предстоит путь.

-На какую геометрическую фигуру он похож? А ещё?

-На какую объёмную фигуру он похож? Конус.

-А ещё какие объёмные фигуры вы знаете?

Показ объёмных фигур.

-Ну теперь я думаю мы с вами справимся со всеми заданиями пирата Джека.

-В путь готовы?

Давайте посмотрим на карту.

Перечисление фигур

Одевают платки.

Ответы учащихся.

Перечисляют с помощью учителя.

Ответ учащихся.

3.Основной этап.

1.Развитие мелкой моторики, образного мышления, предметно-практической деятельности.

Игра «Сложи корабль»

Конструирование

Игровой, словесный

Разрезанные картинки (Танграм)

-Ну что жвот и 1 задание.

Какие виды транспорта вы знаете?

Наземные? Воздушные? Водные?

На каком транспорте можно добраться до острова?

Молодцы. Правильно, на корабле.

Давайте сложим из фигур наш корабль.

(учитель помогает, показывает образец, если естьзатруднение у детей, одновременно называя детали и какого цвета.)

-Ребята вы замечательно справились с заданием. Теперь на нашем корабле мы поплывём дальше.

Ответы учащихся.

Ученики перечисляют

Складывают из фигур корабль.

2.Развитие тактильноговосприятия, закрепление знаний названий геометрических фигур и цветов, соотношение геометрических фигур с предметами ближайшего окружения

- Игра «Угадай что»

Игровой, словесный,

предметы ближайшего окружения

Набор предметов в мешочке.

-В мешочкесложены предметы. Закрываете глаза и рукой на ощупь вам нужно взять и определить, что за предмет и на какую фигуру он похож.

-А теперь давайте посмотрим вокруг и скажите мне какие предметы в кабинете похожи на фигуры.

-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

С закрытыми глазами на ощупь определяют фигуры и дают ответ.

Смотрят что находится в кабинете и перечисляют сравнение предмета и фигуры.

3. Закрепление знаний об особенностях геометрических фигур, активизация связной речи, формированиеспособности устанавливать причинно-следственные связи.

Работа с раздаточным материалом. (пазлы)

Игровой, наглядный, словесный

Набор пазл

И следующее задание пазлы.

- Вам нужно посмотреть и соотнести фигуру с предметом. Называете фигуру и на какойпредмет она похожа.

Учитель помогает, если есть затруднения, и задаёт наводящие вопросы.

Называют фигуру, затем сопоставляют и выкладывают с предметом.

4.Развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления.

Игра «Зашифровщик»

3 слайд

-Ребята мыподошли с вами к последнему заданию «Зашифровщик» Посмотрите на экран и отгадайте какое слово зашифровано. На экране предметы-какие фигуры они напоминают? Это слово поможет нам найти клад.

(даёт подсказку, если учащиеся затрудняются)

-Ничего не понимаю,что за подсказка? Где спрятан наш клад?

-Молодцы ребята. Давайте посмотрим, что для нас приготовил Джек.

Учитель достаёт содержимое.

Разгадывают ребус «ПИРАТ»

Ученики оглядываются вокруг и видят пиратский флаг. Это то место, где сундук с сокровищами.

5.Развитие мелкой моторики. Предметно-практической деятельности

Аппликация

Сундук с сокровищами и запиской (набор деталей для аппликации)

Читает записку, которая была в сундуке. Посмотрите нам пират Джек приготовил геометрические фигуры, из которых мы сейчас сделаем открытку «Снеговик»

Читают вместе с педагогом.

Делают открытку, проговаривая из каких фигур, состоит.

4. Заключительный этап.

Рефлексия

подведение итогов занятия.

- Молодцы ребята

-Давай вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Какоезадание было самое интересное?

- Какое задание самое трудное? 

Нарисуйте улыбку у снеговика, если занятие понравилось и у вас хорошее настроение. И наоборот, если у вас грустное настроение после занятия, то покажите это на снеговике.

Спасибо вам большое,на сегодня занятие закончено.

Ученики беседует с педагогом, отвечают на вопросы.

Ученики рисуют улыбки.