Публикации Использование нетрадиционных техник изображения в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование нетрадиционных техник изображения в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Автор: Кошелева Юлия Григорьевна Петущенко Елена Станиславовна Романенко Светлана Анатольевна

 «Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».                                                                                                   (М. Шклярова).             Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью». Известно, что обучение детей дошкольного возраста рисованию существенно отличается от обучения этому взрослых (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский). Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.       Нужно отметить, что все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, рисование доставляют детям радость, создают положительный настрой.                                                                           Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды мы учитываем, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д).      Гуляя с детьми на прогулке, обращам их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, ракушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.     Нетрадиционное рисование в подготовительной группе – это увлекательный эксперимент. Ведь иногда не знаешь, какой получиться рисунок! Дети с удовольствием работают! И восхищаются в итоге не только своими работами, но и друзей.  Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.   Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них. В своей работе я часто использую различные нетрадиционные техники рисования. Дети с удовольствием рисуют, творят, фантазируют.  Техника отпечатывания сухих листьев.  «Осеннее дерево», «Красный, жёлтый, золотой – облетел весь лист цветной» - интересные работы. Эта техника рисования отражает в рисунке осенние впечатления, развивает умение рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учит по-разному изображать деревья, траву, листья. Закрепляет приёмы работы кистью и красками. Развивает активность, творчество. Воспитывает умение радоваться красивым рисункам. Техника «Монотипия» считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое. Прекрасные работы сделали дети по теме «У озера», «Бабочка».    Коллаж – это применение сразу нескольких техник нетрадиционного рисования в одном рисунке, например, солнышко рисуется пальчиками, деревья методом оттиска, зайчик – тычком жесткой кисточки, озеро – в технике пластилинографии и так далее. Процесс очень интересный и занимательный, позволяющий ребенку не только фантазировать, но и закреплять полученные ранее знания и навыков.   Рисование мятой бумагой. Этот способ рисования очень простой, ведь смять бумагу в комочек может самый маленький ребенок. Кроме того, малышам такое занятие очень нравится, так почему бы не превратить его в полезную игру. Краски для этого вида творчества подойдут любые, но лучше, конечно же, гуашь. Их необходимо развести водой, что тоже с удовольствием сделают малыши. И в каждом из них ребенок будет видеть совершенно разные вещи. «Зимушка-зима», «Букет воину-победителю», «Опушка зимнего леса». При изображении кроны деревьев в снегу, цветков сирени использовалась техника рисования мятой бумагой.    Рисуем клеем ПВА и солью. На лист бумаги (очень красиво смотрятся картины из соли на темных листах) нанесите клеем ПВА какой-либо узор/рисунок, затем посыпьте солью так, чтобы не осталось видно клея. Когда клей с солью как следует подсохнут, стряхните лишнюю соль с картинки. Теперь можно раскрашивать вашу солевую картину! «Украшенная елочка» - красивая работа выполнена в этой технике.    Рисование методом тычкаДля этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Этот  метод часто использую в работе. Детям понравилось этим способом рисовать «Рыбок в аквариуме».      Кляксография. Малыши любят рисовать «калякималяки», а если такое «произведение» вставить в паспарту – лист с вырезанной какой – либо формой, то получиться прекрасная работа.В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. «Новогодний салют»».     НабрызгНабирают краску на кисть или щетку. Далее: держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Краска разбрызгивается на бумагу. «Зимняяоткрытка» - любимая детская работа!  Граттаж. Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.  Ниткография. Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити. «Узор на окне» - зимний пейзаж получился необычным. Рисование пальчиками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. «Красивые цветы», «Золотые рыбки» - веселые детские работы.Пластилинография — это интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.Польза пластилиновой живописи:— дети изучают формы, свойства предметов,— развивают движения пальцев, что помогает развитию речи,— при изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей,— лепка помогает детям творить и фантазировать.На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами. Техника размытого рисунка (рисование по сырой бумаге).  Альбомный лист смачивают толстой кисточкой для рисования или губкой. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кисточки. При касании кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки. Интересна была для детей тема «Военные корабли». Рисунки получились очень образные.Нетрадиционное рисование на пищевой плёнке для дошкольников:Пищевую плёнку натягивают между двух, трёх стоек, веранды и разглаживают, рисуют на самой плёнке красками (акварелью или гуашью) с использованием кисточек или губки.Это очень увлекает, забавляет детей, так как дети рисуют стоя, а не сидя на стульчиках, не на обычных листах бумаги.Детям очень нравится такой способ рисования. Это развивает воображение, эстетический вкус, дети учатся сочетать и смешивать оттенки.  Учимся делать фон – по мокрому Некоторые сюжеты детских работ требуют фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Если покрыть водой, а затем тоном 2 листа бумаги, сложить закрашенными сторонами, разгладить – получиться очень интересный рисунок на бумаге. «Я рисую море» - это творческое занятие было построено на затонированными детьми листами. Предварительно дети тонировали бумагу по мокрому. Дети добавляли различные цвета красок – получались кораллы, морские глубины. И уже на занятии рисовали представителей морей.Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество  очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.  Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности у детей дошкольного возраста. Этот процесс рисования радует, удивляет и не имеет границ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.