Публикации Патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях, на примере МАОУ СОШ №7 Дошкольного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях, на примере МАОУ СОШ №7 Дошкольного образования
Автор: Аллаярова Камила Зерипбаевна

Статья на тему «Патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях, на примере МАОУ СОШ №7 Дошкольного образования»Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»Д. С. ЛихачёвНа данный момент тема патриотизма стоит на первом месте не только для детей школьного возраста и взрослых, но и для детей дошкольного возраста. Что такое Родина для ребёнка? Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Родные края и природа, детский сад – места где ребенок получает радость от общения со сверстниками, где совершает множество открытий. Конечно, множество открытий еще впереди, и он их еще не осознает, но процесс познания происходит с восхищением и благодарностью родному краю.На сегодняшний день, существуют различные вариации патриотического развития ребенка в детских садах, школах, техникумах, колледжей и высших учебных заведений. Но прежде чем подробно рассмотреть патриотизм в детских дошкольных учреждениях, сначала обратимся к самому термину, так что же такое патриотическое воспитание?Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А. Н. Толстой.Патриотическое воспитание дошкольников на мой взгляд самое важное и главное составляющее в основном развитии ребенка, при правильном раскладе у индивида закладывается целый спектр настоящего патриота своей страны.Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» – вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране. Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:• знания истории, традиций, культуры родной страны;• проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;• признание потребности государства в позитивном развитии;• чувство гордости за принадлежность к своей культуре;• национального достоинства;• активная деятельность во благо своей Родины.Задачи патриотического воспитания• Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.• Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.• Прививать уважение к самому разному труду.• Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.• Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.• Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.• Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.• Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.• Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чё м-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.• Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле.В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям.Так, например, в создание и формирования патриотизма в детях дошкольного возраста был проведен праздник «День рождения города Москва», для детей подготовительной к школе группы и старшей группы. При проведении мероприятия, педагоги обращали внимание истории нашей страны и конечно ее столице. Дети рассматривали достопримечательности Москвы, ее самые красивые и популярные места.Организация мероприятия «Народный день пословиц и поговорок», это мероприятие помогает сплотить настоящее с прошлым ведь это тоже часть нашей истории, часть нашей страны.В общем и целом, все подобные мероприятия – это как способ напомнить, вспомнить или даже почтить память нашей многонациональной страны.Кстати, про многонациональность, в патриотическом уголке среди русских народных инструментов, символов и конечно книг, можно и увидеть пособия, картинки и фотоиллюстрации народов России, при этом одетых в их национальный костюм! Ребятам очень интересно наблюдать и рассматривать подобного рода картинки, при этом дети очень часто пытаются разобраться в чем же отличия этих народов, а дидактическая игра «одень куклу в народный костюм», так нравится детям, что в день героиня способна сменить порядка 10 нарядов народов России.Гимн и герб Российской Федерации. Дети старших дошкольных возрастов (5-7) лет благодаря постоянным мельканиям картинок и изображениям в патриотическом уголке, наизусть понят что же изображено на гербе Российской Федерации, а также выражают желание в заучивании гимна Российской Федерации.Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин. Его изображение висит в патриотическом уголке в каждой группе, потому что даже самый маленький гражданин должен знать президента своей страны.Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания .Чем мы можем гордиться так это своей историей. Список используемой литературы
  • ФЗ от 13.03.1995 № 32-ФЗ (ред. 01.04.2020) «Исходя из традиций народов России… хранить и беречь память о защитниках Родины»
  • Болдырева Н. Г. Румянцева М. В. Рябинина С. И. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города 
  • Сост Бин-Бад Б. М., ДнепровЭ. Д. ,Корнетов Г. Б. М. : Педагогика, 2008 Большинство авторов этой книги — выдающиеся педагоги прошлого и настоящего. Они сфокусировали в себе — больше, чем другие люди, — вековой опыт человечества по воспитанию новых поколений, глубже своих современников продумали этот опыт и лучше воплотили в своей практике, обогатили новыми достижениями.