Публикации "Аппликатура как средство художественной выразительности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Аппликатура как средство художественной выразительности"
Автор: Зенкина Светлана Семеновна

Доклад«Аппликатура как средство художественной выразительности»С проблемой выбора оптимальной аппликатуры сталкивается исполнитель на любом музыкальном инструменте. Но особенно важна она для исполнителей-струнников, в том числе – скрипачей.Работа над аппликатурой делится на три этапа. 1-й этап – начальный. Это 4-5 лет от начала обучения. За это время ученик осваивает важнейшие приемы игры на скрипке – вибрацию, переходы, двойные ноты. Он приобретает необходимую сумму знаний и навыков, знакомится с возможностями скрипки. В этот период ученик должен играть произведения той аппликатурой, которую дает ему учитель, независимо от того, удобна она ему или нет. Например, начинающим трудно первое время играть 4-м пальцем, более удобно заменять его не открытую струну. Но ведь надо научиться ставить чисто 4-й палец. Или же переходы. Ученику хочется играть в привычной 1-й позиции, а он должен овладеть переходами. Поэтому вся ответственность ложится на учителя, а он должен соразмерять диктуемую аппликатуру с физическими и техническими возможностями ученика. На 2-м этапе происходит становление музыканта. Тут уже невозможен диктат педагога. Он только лишь рекомендует ученику свою аппликатуру, ноне навязывает ее. Продолжительность этого периода у каждого скрипача строго индивидуальна.3-й этап – скрипач сам принимает или нет напечатанную аппликатуру. Теперь это его задача.Процесс подбора аппликатуры обычно ведется в самом начале работы над музыкальным произведением. Проверяется она путем проигрывания в медленном темпе. В. А. Моцарт определял аппликатуру как «необходимость, удобство и украшение». С тех пор прошло 200 лет. Невозможно перечислить все новые произведения, написанные для скрипки, и все те изменения, которые произошли в самом искусстве скрипичной игры. Расширились художественно-выразительные возможности скрипки, выросло техническое мастерство скрипачей. Теперь уже недостаточно определения, которое дал аппликатуре Моцарт. Как известно, идеальной аппликатуры, найденной раз и навсегда для какого-либо произведения, не существует. Вместе с изменением интерпретации произведения от века к веку меняются и средства ее воплощения, и аппликатура в том числе. Таким образом, получается, что аппликатура – понятие историческое. В репертуаре музыкантов одновременно находятся произведения разных эпох и стилей. Каждая эпоха, как и каждый художник, отличаются друг от друга тематикой творчества или точкой зрения. Все это требует от исполнителя разных средств воплощения, а, следовательно, и разной аппликатуры. Поэтому аппликатура произведения целиком и полностью зависит от его стиля.Многие музыканты работают над одним и тем же произведением, но при этом его содержание раскрывается с разных сторон: одни исполнители подчеркивают одно, другие – другое. Разные интерпретации одного и того же произведения вызывают к жизни разные исполнительские приемы, в том числе и разную аппликатуру. Кроме того, аппарат каждого музыканта специфичен. Это тоже диктует индивидуальный подход к исполнительским приемам и к аппликатуре в частности.Таким образом, современное определение аппликатуры может звучать так: аппликатурой называется определенная система приемов исполнения, связанная с данной эпохой, стилем произведения и индивидуальными особенностями исполнителя.Следовательно, аппликатура является одним из средств художественного воплощения содержания произведения, а не чисто техническим приемом, призванным лишь облегчить задачу воспроизведения нотного текста. Например, тембр струн. Сыграв какую-то тему на той или иной струне, мы тем самым еще больше подчеркиваем ее характер: проникновенно-глубокий на баске, матово-завуалированный на струне «ре», открытый, ясный на струне «ля» или звонкий на струне «ми». Если мы хотим добиться пестрого звучания, разноголосицы, – нет ничего лучше, чем использование открытых струн и частой их сменой.Теперь несколько слов о методах постановки аппликатуры для учеников разного возраста. Весь процесс обучения можно разбить на три периода, в каждом из которых существенно различаются способы работы с аппликатурными вариантами. Деление это обусловлено развитием технического и художественного мастерства скрипача. Приемы игры в медленном и быстром темпе различны; не се то, что хорошо для медленного темпа, хорошо для быстрого. Следовательно, проверять аппликатуру пассажей нужно, проиграв их в относительно быстром темпе.Аппликатура кантилены отличается от аппликатуры быстрых эпизодов. Нехороши в быстрых пассажах слышимые переходы-glissando, исключается прием portamento, в то время как в кантилене portamento – одно из ярких выразительных средств, и опытный скрипач часто подбирает аппликатуру таким образом, чтобы этим приемом особенно подчеркнуть какую-либо важную ноту. В кантилене лучше ставить и поднимать пальцы мягко (без удара о гриф или отскока от него), тогда переходы между нотами станут более гладкими, пластичными.Искусство владения выбором аппликатуры находится в прямой зависимости от количества и разнообразия изученных произведений.