Публикации
Картотека развивающих игр направленных на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека развивающих игр направленных на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Татьяна Владимировна Рахубинская
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека развивающих игр направленных на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Татьяна Владимировна Рахубинская
Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни«Громко - шепотом»Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.Ход игры:Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):- Су-су-су - кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-сусу... (я боюсь осу).«Кого можно гладить»Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».Ход игры:- Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить?(Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.) Глажу платье утюгом, А кота и кошку,Что гуляют под окном,Глажу я ладошкой.- Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...«Ручка - ножка»Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».Ход игры:- Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?- Нарисуй предметы, у которых есть ручка.- Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно...- А какие предметы мы называем словом «ножка»?- Нарисуй предметы, у которых есть ножка.«Как сказать по-другому?»Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.Ход игры:- Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет). Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...«Зоопарк»Ход игры: Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: Внешний вид Чем питается Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.«Начинается игра, ловим, ловим комара»Цель: Выделение в звуковом потоке согласного звука «З».Ход игры: Воспитатель называет и многократно повторяет согласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть владоши, когда услышит). Детям предлагают пойти на луг, полюбоваться, как пчёлки собирают с цветочков мёд. Но к нам пристают надоедливые комары, которых нужно поймать. Затем воспитатель медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: З – Ж – З – З – Ж – Ж – З – Ж – З – З.«Придумай слово».Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком. Наглядный материал: Робот (игрушка) Воспитатель знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова с заданным звуком. Если дети подбирают верно, слова с указанным звуком. У Робота на голове зажигается лампочка.«Кто сказал «Мяу?»»Цель: совершенствование умения различать на слух голоса домашних животных. Наглядный материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.Ход игры: Воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.«Кто стоит у светофора?»Цель: развитие слухового внимания, узнавать и называть виды транспорта. Наглядный материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.Ход игры: Воспитатель включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).«Где звенит?»Наглядный материал: колокольчикЦель: развитие слухового внимания, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.Ход игры: Дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука. Шутки-минуткиНаглядный материал: Стихотворения детских писателей. Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильноРазвивать фонематический слух. Развивать чувство юмораХод игры: Воспитатель читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.Хвост с узорами,Сапоги со шторами.Кот плывёт по океану,Кит из блюдца ест сметану.Божья коробка, полети на небо,Принеси нам хлеба.Назови одинаковый звук в словах.Цель: развитие фонематического слуха, умение слышать и называть слова с одинаковымзвуком.Ход игры: Воспитатель произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость,нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.Назови первый звук в слове.Цель: развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слове.Ход игры: Воспитатель показывает игрушку, например, кролика и предлагаетопределить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки другихдомашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать вниманиедетей на то, что звуки надо произносить чётко.(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)Поймай слово.Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.Ход игры: Воспитатель: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьтеиз них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-ОЧ-К-А – бабочка…Разбросай слово.Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Ход игры: Воспитатель предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-ША, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А