Публикации «Роль музыкально-ритмических движений в формировании музыкальных способностей у дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль музыкально-ритмических движений в формировании музыкальных способностей у дошкольников»
Автор: Ошуркова Роза Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» «Роль музыкально-ритмических движений в формировании музыкальных способностей у дошкольников»Подготовила: Музыкальный руководитель Ошуркова Р.АЧерногорск, 2023 г«Роль музыкально-ритмических движений в формировании музыкальных способностей у дошкольников»Цель: Развивать музыкально-ритмические движения, формировать музыкальные способности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольниковЗадачи:
  • изучить понятие музыкальные способности и музыкально-ритмические движения;
  • определить возрастные особенности детей дошкольников и их возможности;
  • выявить методы и приемы в процессе обучения и развития музыкально-ритмических движений, и музыкальных способностей.
  • Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Музыкальное воспитание – это целенаправленный и систематический процесс формирования музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания. Музыкальные способности - это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности.В теории и практике выделяют следующие музыкальные способности:*Ладовое чувство*Музыкально-слуховые представления* Чувство ритма Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются.  Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев. В период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В музыкально-ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию движений и ориентацию в пространстве, развиваются творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.Возрастные особенности и возможности дошкольников. В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально - ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения. Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкальная двигателем выражению. Отображая в играх внешнюю сторону действия персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целом. Дети 3-4 лет: проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Различают высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. При незначительной помощи взрослого выполняют простейшие движения: хлопают, притопывают, кружатся на месте под музыку, воспроизводят образные движения и несложный сюжет в играх под музыку, согласуя движения с характером музыки. Дети 4-5 лет: испытывают радость от общения с музыкой, адекватно, эмоционально реагируют на неё, определяют общее настроение, характер, выделяют жанровую принадлежность музыкального произведения (песня, танец, марш). С желанием исполняют музыкально - ритмические движения, используя пространство зала, передают в движении характер музыки, средства музыкальной выразительности, общий рисунок в танцах, особенности в музыкальных играх. Дети 5-7 лет:  с выраженным интересом, увлеченно слушают музыку, определяют средства музыкальной выразительности, соотносят её содержание с явлениями и образами окружающей действительности; делают обобщения и высказывают свое отношение к музыке, продолжают овладевать «языком движений», основами пластического искусства, используя в играх. Исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, с помощью средств выразительности музыки предают образ;  овладевают танцевальными движениями, используя их в танцевальных композициях. Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно,  зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная методика обучения и систематичность занятий. Движения под музыку имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детейдетей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. В возрасте с 3-7 лет  формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку, так же развивается пространственно-временные ориентиры, внимание, память, творческая инициатива. Методы и приемы
  • Наглядный метод (используется как взаимодействие слухового и наглядно–зрительного анализатора
  • Метод показа (разучивание новых движений)
  • Метод иллюстрированной наглядности
  • Музыкальное сопровождение (правильная выбранная музыка несет в себе те эмоции которые ребенок проявляет в танце)
  • Словесные методы (д/б краткими , точными, конкретными)
  • Импровизационный метод (игра на музыкальных инструментах, танцы)
  • Игровой метод (подбор игры отвечающая задачам, содержанию занятий по возрасту)
  • Концентрический метод (возвращение к пройденному материалу)
  • Художественно-практический (имеющий в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность (пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах)
  • Таким образом, изучив педагогическую, методическую и музыкальную литературу, музыкально – ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов. Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально – ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки. Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.