Публикации Прогулка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Прогулка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Автор: Чернова Наталья Александровна

Прогулка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.Чернова Н.А воспитательМДОУ»Детский сад 6 п.Новосадовый,Белгородской области,Белгородского района»Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Прогулка является одной из основных форм экологического образования дошкольников. Она имеет большое воспитательно-образовательное значение: обеспечивает непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формироватьконкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость,оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений. воспитывают любовь к родной природе. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам(продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с темипризнаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в сезоны целесообразнее организовать на прогулках. Приэтом детей знакомят повседневными изменениями природы, например, таянием снега, набуханием почек и т.д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений на прогулках. Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Начиная с первой младшей группы на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона. В старшей группе дети уже могут овладеть обобщенными знаниями обо всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе. Наблюдение – главный компонент прогулки. Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулкеявляется одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентовпрогулки. Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители,наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, учить наблюдать. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.Список литературы:1 Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст]: практическое пособиедля воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М.Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -159с.2 Шишкина ,В.А. Прогулки в природу учебно-методическое пособиеДля воспитателей дошкольных образовательных учреждений /В.А.Шишкина, М.Н. Дедулевич /2 е изд. –М.: Просвещение, 2007 – 130 с.