Публикации Формирование познавательного интереса учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование познавательного интереса учащихся
Автор: Наталья Валерьевна Нечаева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ солоконовка Чернянского района Белгородской области»«Формирование познавательного интереса учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики» Подготовила: учитель математикиНечаева Наталья ВалерьевнаС.Волоконовка2023 годПознавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:
  • любопытство;
  • любознательность;
  • познавательный интерес;
  • теоретический интерес.
  • Существует так же расслоение учащихся по характеру их познавательных интересов:
  • аморфные интересы;
  • многосторонние – широкие интересы;
  • локальные – стержневые интересы.
  • Многосторонний, широкий характер познавательного интереса в учащихся отличается тем, что способствует познавательной активности в деятельности, побуждает искать и находить новое во всех областях предметного мира. Для учеников с этой группой интересов характерно: стремление к решению поисковых познавательных задач; личностное отношение к деятельности; стремление выйти за пределы программы в избранно области, интерес к современным научным открытиям, поиск дополнительных источников информации; начитанность, довольно широкий кругозор; активность, пытливость, любознательность.Локальный, стержневой характер интересов школьников обычно сосредоточен на одной-двух смежных или полярных областях деятельности. Эти устойчивые, достаточно глубокие интересы укрепляются в практической деятельности за пределами учебного процесса.Для этих учеников характерно:
  • относительно большая нацеленность и более узкая локальность предметной направленности;
  • высокая активность и практическая действенность;
  • тесная связь со склонностью учащегося.
  • Развитие познавательного интереса учащихся сопровождается приданием учебной деятельности эмоциональной окрашенности. Необходимо вовлечь ученика в познавательный процесс, помочь удовлетворить духовные запросы и потребности учащихся, реализовать индивидуальные склонности каждого ребенка. Учащийся должен воспринимать учебный процесс как интересную, занимательную деятельность. Чтобы учебный процесс был именно таким, психолого-педагогической практикой выработаны следующие способы формирования устойчивых познавательных интересов: увлеченное преподавание; новизна учебного материала; историзм; связь знаний с судьбами людей, их открывших;показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; применение новых и нетрадиционных форм обучения;проблемное обучение; эвристическое обучение; взаимообучение (парах, микрогруппах )оздание ситуаций успеха; соревнование ( с товарищами по классу, самим собой );создание положительного микроклимата в классе; доверие к обучаемому; педагогический такт и мастерство педагога; отношение педагога к своему предмету, обучаемым; гуманизация школьных отношений и т. д. Пути формирования познавательного интереса.I. Создание ситуации удивления, вызванного новизной материла. Рассказываю о неизвестных, необычных явлениях, помогает детям по-новому взглянуть на уже знакомые факты. П. Эвристическая задача. Этот способ помогает мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. III. Необычное начало урока. Каждый новый урок должен начинаться с чувства радости, удовольствия, изумления. IV. Фантастическая добавка. Дополняю реальную ситуацию фантастикой. V. Игровая учебная деятельность: 1. Игры-тренинги.Они приходят на помощь в трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, я включаю их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет. 2. Игры в случайность.Ввожу в урок элементы случайного выбора. Для этого применяю рулетки, игральные кости, монетки (орел или решка), жребий, запуск бумажного самолетика и т.д. Задание выполняет тот, на кого пал выбор. 3. Включение театрализованного момента в ходе урока.Учащиеся на уроке пытаются вообразить себя актерами или режиссерами. Это дает положительные результаты, так как необходимо вжиться в образ, "прочувствовать" материал, а для этого необходимо проделать подготовительную работу: детально изучить его. Результатом использования этих приемов является создание эмоционального комфорта на уроке, развивается интерес к предмету и творческое мышление учащихся. Область познавательного интереса – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Но у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Удовлетворяю потребности и запросы школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Такие школьники получают индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), привлекаю к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях. Считаю, важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста учащихся, уровня из математической подготовки, развития общеучебных умений специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно – иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств. Критерием успешной работы учителя служит качество математической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения. Так, например, проводились различные дидактические игры, которые используются лишь на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.Представление опыта на ШМО учителей предметов естественно-математического принципа.Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. По утверждению Б.Г. Ананьева (советского а, доктора педагогических наук, (1940), а, академика  (1968), создателя концепции нынешнего ), эта стадия интереса эмотивна, так как вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Любознательность – ценное состояние личности. Оно характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью.Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в сущностные связи, отношения, закономерности познания.Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Надо сказать, что эта периодизация условна. Теперь, когда определены уровни развития познавательного интереса, рассмотрим показатели этих уровней.Существует так же расслоение учащихся по характеру их познавательных интересов:
  • аморфные интересы;
  • многосторонние – широкие интересы;
  • локальные – стержневые интересы.
  • Аморфные интересы подростков без тенденции развития чрезвычайно обедняют личность школьника. Эти интересы слишком туманны и не определены, чтобы называться истинно интересом, можно сказать, что это скорее отсутствие интереса, чем его наличие.Для учащихся с подобными интересами характерны:
  • неосознанность интересов, неумение отдать себе отчет в том, что именно привлекает их в учении и в какой степени;
  • неопределенность интересов, нерешительность, неуверенность в своей учебной деятельности;
  • предпочтение репродуктивной деятельности, предпочитают действовать по образцу, отсутствие интереса к поисковым и творческим задачам, отказ их решать;
  • отсутствие стремления к познанию, не проявляются желания добиваться хороших результатов в учении, интерес не к результатам познавательной деятельности, а ее процессом. Интерес носит не продуктивный, а процессуальный характер;
  • ограниченность круга знаний программой, не используются дополнительные источники информации для обогащения своих знаний;
  • неустойчивость интереса, не наблюдается склонностей к занятиям и узость кругозора;
  • отсутствие инициативы, бездумное следование за учителем;
  • отсутствие мобильности в перестройке способов учения.