Публикации «Развитие креативного мышления у учащихся младшего школьного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие креативного мышления у учащихся младшего школьного возраста»
Автор: Малязина Ольга Михайловна

Выступление на педсовете по теме: «Развитие креативного мышления у учащихся младшего школьного возраста» Креативность – одна из ведущих жизненных потребностей личности в преобразовании действительности и является одной из важных характеристик самоактуализации. Младший школьный возраст сензитивный период для креативности и пик ее развития приходится на возраст 8 лет. Творчество и творческое воображение ребенка в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется и развивается в игре и рисунке, конкретизируясь в целенаправленном игровом или художественном замысле. Креативность – это творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации. В психолого-педагогической литературе понятие «творческая деятельность младших школьников» определяется как продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Таким образом, одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности. В противном случае можно говорить о постепенном снижении этого высшего процесса мыслительной деятельности. Ребенок, способный к креативности, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. У детей младшего школьного возраста появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих деятельность. Это реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности Поэтому важно отметить, что если учитель в младших классах не уделяет развитию креативности достаточное количество времени, то даже самые творческие дети могут потерять нестандартность своего мышления в ходе объема выполнения домашних заданий и нехватки времени. В период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. Именно поэтому в этот период особенно важно стимулировать развитие креативного, нешаблонного мышления. Одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития творческих способностей обучающихся. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Эффективной организации творческой работы на примере уроков литературного чтения в начальных классах способствуют: Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь учителя. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он это может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня его сложности. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Самостоятельность выполнения творческого задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих заданий не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей. В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить различные методы и приемы обучения, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие их творческих способностей на уроках литературного чтения, которые дают возможность каждому ребенку проявить себя. В своей практике я применяю: творческие пересказы; работу с иллюстрациями; словесное и графическое рисование; драматизацию; создание диафильмов; стихосложение; устные рассказы и сказки. Использую на уроках литературного чтения следующие варианты творческих пересказов: На уроках литературного чтения детям предлагаю следующие задания по творческому пересказу произведений: 1. Перескажите сказку от своего имени. 2. Перескажите легенду от первого лица. 3. Перескажите данную историю от имени писателя. 4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ. 5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель». 6. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ? Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному. Таким образом, творческие пересказы развивают воображение школьников, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют формированию ораторского мастерства.Словесное рисование. Словесное рисование – это способность ребенка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. У учеников начальных классов необходимо целенаправленно развивать следующие умения: воплощать в слове продукты фантазии и творчества; использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; устно словесно описывать предмет. На практике использую систему заданий по словесному рисованию При обучении детей словесному рисованию придерживаюсь следующей последовательности: - Выделяется эпизод для словесного иллюстрирования. - «Рисуется» место, где происходит событие. - Изображаются действующие лица. - Добавляются необходимые детали. - «Разукрашивается» контурный рисунок. Дети при работе пользуются памяткой «Словесное рисование» Драматизация. Знакомство детей с драматизацией начинаю с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д. Перевоплощаясь в героев художественных произведений, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла. Они могут быть и актерами и зрителями. Создание диафильма. Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами. Это коллективная творческая работа, в процессе выполнения которой учащиеся сотрудничают в разных направлениях: сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним. При знакомстве детей с новым произведением очень важен первый этап–этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями, вопросами детей, недоумением. Перед восприятием текста я использую следующие приемы «творческого введения» в тему: фантазирование; притча, сказка, метафора; высказывания известных людей, афоризмы; проблемный вопрос; творческая разминка; творческая головоломка, прием ассоциации. Например, в процессе знакомства со стихотворением Э. Успенского «Разгром» ученики должны перечислить ассоциации, которые вызывает у них слово «разгром» и лишь после этого читать произведение. Ассоциации записываются на доске: беспорядок, неуютно; разрушение, поражение; непорядок, ералаш, кавардак, хаос, тарарам. Далее организуется беседа по вопросам Предупредить возможные ошибки в ходе первичного чтения текста, развить у школьников свой взгляд на повседневные вещи и привычные задачи, расширить кругозор помогает использование приема « Чтение с пометками». В процессе чтения ученики не просто осмысливают содержание текста, но и выделяют то, что является для них новым и интересным. Для этого используются условные обозначения: «+» – я это знал; «–» – это новое для меня; « ! » – я удивлен. Прежде чем поставить тот или иной значок, школьник задумывается, перечитывает текст, решает, какой знак в данном случае уместен. Это задание максимально стимулирует умственное развитие ребенка, обеспечивает процесс познания, развивает рефлексивные способности. Развитию творческих способностей детей способствует также использование при анализе литературного произведения приема « творческое исследование произведений» с применением эмоционально-оценочной лексики. Например, при проведении урока по произведениям Сергея Михалкова ,учащиеся работают в группах, каждой из которых предоставлено индивидуальное задание: − «Я чувствую» (Какие чувства вызывают стихи С. Михалкова?) − «Я думаю» (Что вы думаете о поэте и его героях?) − «Я оцениваю» ( Как можно оценить и имеем ли мы право оценивать поэта и его героев?) − «Я творю» (Сочинение собственных стихов о поэте)Развивающие упражнения творческого характера дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребенка к учебному предмету. Таким образом, креативные проявления ребенка – это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность. Необходимо, чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся.Приложение 1 Игры со словами1. «С каждой буквы». Придумать слова на каждую букву заданного слова. Например: « искорка» – игра, сила, красота, очарование, радость, конкурс, аккуратность. 2. Игра-аукцион в « весенние», « осенние», « летние», « зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному сезону. 3. «Составь словарик» печального ( веселого, пластилинового, стеклянного, глиняного) человека. Можно предложить детям составить словарик мамы; папы, продавца, доктора, повара, сторожа и т. д. 4. «Хвосты». Подобрать слова к их « хвостам» ( окончаниям слов). Например: ...чка – птичка, ...еть – лететь и т. д. 5. «Слово на схеме». Составить слово по заданной схеме. Например: Б... (белка, буква, баран, балка, банан...). Ст.. (стол, стул, стоп, стог, стая, стоп...). .ы... (рысь, дыра, лыко, мыло, пыль...). ..а...а (малина, калина, ракета...). 6. «Точка зрения». Рассказать, что видит расположившаяся на верхушке дерева гусеница. 7. «Чем похожи и чем отличаются?», например: слова: снег и снежинки; мороз и морозец, весельчак и веселый. 8. «Пары слов». Это первые шаги ребенка к стихосложению. Детям предлагается подобрать пары слов, у которых последние 2-3 буквы одинаковые. Например: роса – коса, трава – дрова, почки – кочки, ель – трель, врач – грач.Приложение 2 Психологические игры, развивающие внимание, наблюдательность, память на уроках литературного чтения1. «Как в зеркале». Дети разбиваются на пары, играть можно сидя и стоя. Один играющий – « зеркало», другой – его « отражение», он копирует как можно точнее все движения партнера: хмурится, улыбается, подмигивает, удивляется, огорчается и т. п. Если кто-то ошибается или засмеется, получает штрафное очко. 2. «Пишущая машинка». Каждому играющему присваивается название какой-либо буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. По сигналу дети начинают « печать»: первая « буква» слова называет себя и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово « напечатано», все хлопают в ладоши 3 раза. 3. «Словесное путешествие». Это рассказ-фантазия или озвучивание мечты, которая может быть бесконечной, потому что сочиняется всеми по очереди. Путешествие может быть по своему городу, в горы, на море, за границу, на необитаемый остров, другую планету. 4. «Нарисуем портрет». ( Например: счастья, любви, радости, веселья, грусти, печали и т. д., портреты могут быть детальными или схематичными.) 5. «Карнавал чувств». Если бы на карнавале встретились различные чувства и настроения, в какие костюмы вы бы их одели? ( Костюмы можно нарисовать, раскрасить, сделать коллаж и др.) 6. «Нравится – не нравится». Скажите, что не нравится маме? Папе? Другу? Собаке? Кошке? Лесу? и т. д. 7. «Немое кино». Одна группа детей придумывает какой-либо сюжет без слов, другая – пытается его озвучить. 8. «Разговор с самим собой». (Примерные темы: «Перед сном», «Разговор с кошкой, которую обидел ты немножко», « Разговор с дождевым червяком, на которого ты только что чуть не наступил (конечно, нечаянно)» и т. д.) 9. «Вредные советы». Дети дают вредные советы: как надо вести себя в гостях, на улице, за столом. Советы сочиняют для упрямого малыша, который все делает наоборот, (т. е. из вредных советов малыш делает полезные). 10. «Если бы я был волшебником...». Детям предлагается рассказать о своем самом большом желании.11. «Древо мудрости». Дети быстро, но внимательно читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задает вопрос по тексту и прикрепляют ее к дереву. Дерево часто « меняется», т.к. ученики по очереди подходят к дереву, « срывают» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Работа может быть организована в парах, четверках, по рядам. В конце определяются лучшие знатоки.12. Задание «Продолжите стихотворение сами» Примеры начала стихотворной строки: 1. Очень мне обидно стало, ... Что собака покусала... 2. А у нас телёнок есть, ... Любит он траву поесть... 3. Как-то раз в конце субботы ... В наши сельские края... 4. Однажды я из школы ... С портфелем возвращался... 5. У пруда собаки ... Навострили ушки...