Публикации Урок по окружающему миру , 2 класс по теме "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по окружающему миру , 2 класс по теме "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы"
Автор: Малязина Ольга Михайловна

Урок по окружающему миру. 2 класс Тема: «Грибы»Цель деятельности учителя: формирование понятия о грибах как особом царстве живой природы.Планируемые результаты:Предметные: знать строение гриба; уметь отличать съедобные и несъедобные грибы; знать, почему грибы выделены в царство живой природы.Личностные:- учиться самостоятельно делать выбор;- проявление интереса к учебному труду;- учиться работать в группах и в парах.Тип урока: «открытие» нового знания.Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. 2 класс, 1 часть (УМК «Перспектива»); рабочая тетрадь; раздаточный материал.План урока
  • Организационный момент
  • Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?2. Минутка календаря- А урок мы начнем с минутки календаря. Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего утра.Сегодня….(число, месяц,  день недели)Температура воздуха… Ветер…. Осадки…Погода…2.Актуализация знаний учащихся.Посмотрите, друзья,И увидите вы вокругНебо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Травы росы умывают.Речка, лес, цветы, поля – Сердцу милая земля.Нам в любое время годаКрасоту дарит природаИ земную благодать.- Окружающий нас мир интересно познавать!Его тайны и загадки мы готовы разгадать.Постановка темы и целей урока.1. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес.- А что такое лес? Что вы о нем знаете?- Итак, мы отправляемся в лес, на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)- Какая бывает природа? (Живая, неживая).- Какие признаки живой природы нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает)- Для того, чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить и какая тема урока, разгадаем ребус.- Верно, тема нашего урока «Грибы».-Гриб- удивительное создание природы. Совсем не случайно, грибы выделены в отдельное царство. На нашей планете около ста тысяч грибов. Некоторые грибы можно увидеть только под микроскопом. А есть грибы великаны, до полутора метров в диаметре (трутовик).(На доске плакат- «Грибы. гриб – плесень под микроскопом гриб трутовик- Давайте поставим цели для нашего урока, чему нам нужно научиться, и что нужно знать? (- Научиться отличать съедобные грибы от несъедобных; познакомиться со строением гриба.)IV. «Открытие» нового знания- Ребята, скажите, а какие грибы вы знаете?- Кто-то из вас собирал грибы, какие?- А как вы думаете, грибы относят к растениям или животным?- На самом деле, грибы – это особая группа живых существ. Учение объединили все растения - в царства растений, животных – в царство животных, куда же деть грибы? Раньше грибы делили в царство растений, затем выяснилось, что в них есть вещества, которые есть у животных, но этих веществ не достаточно, чтобы отнести их в царство животных. Тогда решили, что грибы это отдельное царство и отнесли их в царство грибов. Живая природа Растения Животные Грибы2) - Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю, что вы, ребята, фантазёры. Представим себе, что наступило лето. И за окном зелёная трава, листья, цветы и поющие птицы. В лесу выросли ягоды, грибы.Корзинки возьмём, В лес знакомый пойдём, Грибы мы сейчасНепременно найдём. -Ребята, а вы любите собирать грибы? Тогда вперед в лес! А как нужно правильно собирать грибы? 3) Правила сбора грибов — это советы и рекомендации опытных грибников, которые позволят не только собрать богатый урожай, но и сохранить здоровье. Новичкам лучше отправляться на ними в сопровождении компаньона. Он поможет отличить съедобные грибы от ядовитых, покажет грибные места и расскажет, как правильно вести себя в лесу. Для городского жителя такая прогулка будет особенно полезной, но и не менее опасной, если заранее не ознакомиться с техникой их сбора и мерами безопасности.Правила сбора грибов- Итак, в путь!4) Загадки. Работа в группе.- Запишите названия грибов в таблице1. Я стою на гладкой толстой ножкеПод коричневой шляпкойС нежной бархатной прокладкой (белый гриб)2.Это гриб нарядный Растёт с осиной рядом, На головку надет Ярко-красный берет. ( подосиновик)3.Это грибок – Берёзы сынок. Кто его найдёт, Всяк в лукошко кладёт (подберезовик)4.Жёлто-рыжие сестрички, Величают нас … (лисички)5.Вот грибочек ярко-рыжий,Вы узнали. Это… (рыжик) 6.Возле пней и на лужайке Мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, Называют нас… (опята)7.Крепкий маленький грибок, Маслянистый, как блинок. (маслята)8.А я самый распространенный гриб. Меня можно встретить почти в каждом лесу.Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,Бордовые, зеленоватые. (сыроежки)- Все ли эти грибы можно найти в лесах нашего края?5) Работа по учебнику- Откройте учебник на странице 86, посмотрите, какие разные бывают грибы.- Но в строении грибов есть общее, подумайте, что это? (Шляпка, ножка.)- Рисунок в тетради – нарисовать гриб6) Строение гриба.- Рисунок в тетради – нарисовать гриб- Верно, это то, что мы можем увидеть. Но ещё у грибов под землёй, есть тоненькие белые нити, которые тянутся в разные стороны – это грибница. Вы знаете, для чего она нужна?- Прочитайте в учебнике ( Грибница всасывает из почвы воду и питательные вещества.) «Сотни лет может жить грибница- живые подземные белые нити,чьи узелки превращаются в грибы. Пока грибница живёт, на этом месте будут расти грибы.  На разрытых местах, под лучами солнца грибница высыхает и гибнет. Грибов не будет ни в этом году, ни в следующем. Когда увидите эти раны леса, тщательно прикройте их мхом. Чтобы не повредить грибницу- срезайте гриб ножом или выворачивайте по часовой стрелке, грибницу засыпьте. 7) Работа в паре. Зачем нужны грибы.- Прочитайте в учебнике и сделайте вывод, для чего нужны грибы? (Нити грибница срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать воду и питательные вещества. Грибами питаются многие животные)ВЫВОД этапа урока; - Итак, давайте подведём итог этапа урока.-- Что  нового вы узнали о видах грибов?- Назовите части гриба. - Почему нужно беречь грибницу?8) Съедобные и несъедобные грибы.- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?А) Работа по вариантам.1-вариант – мальчики ( читают про сьедобные грибы) 2-вариант – девочки ( читают про несъедобные грибы) - Расскажите друг другу об одном грибе по выборуБ) Экологическая задача. ( групповая работа)- А сейчас внимательно послушайте такую историю. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение, высказывания детей)Мухомор Ядовитый красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого красивого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая и имеет внизу клубневидное утолщение- «горшочек», а наверху ножки – белое пленчатое кольцо. Мухомор – очень ядовитый гриб. Его яд действует через 2 часа. Он вызывает боль и расстройство желудка. Мухомор смертельно опасен.В) "Кому нужен мухомор" из книги "Великан на поляне - Послушайте рассказ , Ответьте на вопрос «Кому нужен мухомор?» Серёже не везло. Вот уже целый час ходил он по лесу, а нашёл всего несколько сыроежек. У мамы и папы в корзинках было по нескольку белых, а ему ничего не попадалось. И только мухоморы так и высовывались, так и выглядывали - из-за гнилого пня, из-под вороха сухих листьев, из-за зелёного пучка травы... Отовсюду... Этот мухомор Серёжа увидел шагов с двадцати. "Ну зачем? - подумал мальчик. - Зачем они здесь растут? Кому они нужны, ядовитые мухоморы?" - Никому ты не нужен! - решительно сказал Серёжа, подходя к грибу. - И нечего здесь краснеть! Вот я тебе наподдам сейчас, сразу разлетишься! И он уже собрался пнуть мухомор ногой. - А ну-ка, подожди, - сказал кто-то у Серёжи за спиной. Мальчик оглянулся. Сзади стоял пожилой человек с корзинкой. А в корзинке у него... Тут Серёжа даже зажмурился. В корзинке было полным-полно разных грибов, а больше всего белых! - Сразу видно, что грибы ты собирать не умеешь, - человек покачал головой. - А почему? Потому что мало о них знаешь! От такого грибника любая сыроежка без труда спрячется... Вот ты хотел сшибить мухомор. Но разве можно? Ведь он в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку. Да, он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы - лекарство. Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы. А для опытного грибника он - как сигнальная лампочка. Появились в лесу мухоморы - жди белых грибов. Верная примета. И вот ещё что: ты присмотрись, присмотрись к мухомору - как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес! Может быть, природа, посылая тебе мухоморы, хочет поднять твоё настроение? Ты, мол, не огорчайся, что с другими грибами не везёт, полюбуйся лесным украшением. Ведь человеку нужна не только еда, но и красота! А теперь подумай: почему мухомор так часто бывает героем разных детских сказок, мультфильмов, стихов? Да потому, наверное, что нет в нашем лесу другого такого яркого и знаменитого гриба. Сшибить-то мухомор просто. Разобраться в лесных секретах труднее. Но если не разберёшься, будешь всегда возвращаться домой с пустым лукошком. Тогда только и останется - сшибать мухоморы...- Сделайте вывод, Нужен ли мухомор?Вывод: В природе ничего лишнего нет! Относитесь к ней бережно!VIII. Рефлексия деятельности - Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья? Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.Живой букварь.Нас в любое время годаУчит мудрая Природа:Птицы учат пению,Паучок – терпению.Пчёлы в поле и в садуОбучают нас труду.И к тому жеВ их трудеВсё по справедливости.Отражение в воде Учит нас правдивости.Учит снег нас чистоте.Учит солнце доброте.И при всей огромностиОбучает скромности.У Природы круглый годОбучаться нужно.Нас деревьяВсех пород – Весь большой лесной народ –Учит крепкой дружбе. В. Орлов.